В своей
профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю экологическое
воспитание дошкольников. Именно поэтому в нашем детском саду я веду кружок
«Юный эколог». Кружок работает в течение учебного года, один раз в неделю, во
второй половине дня. План кружка рассчитан на год. Количество детей, посещающих
кружок- 22 человека.
Основная цель кружка
– формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и
любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Юный
эколог» призвана решать следующие задачи:
дать детям представления о строении растений
и его семени;
·
познакомить
с разновидностями растительного мира;
·
дать
знания, как и чем, питается растение;
·
дать
знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности
растений;
·
познакомить
с комнатными растениями и их разновидностями;
·
развивать
любознательность, исследовательскую деятельность в проведении опытов, умение
анализировать, сравнивать, расширять творческий потенциал.
Для реализации
работы кружка использовала разнообразные методы и формы. Это циклы наблюдений
за растениями и животными на участке детского сада, экскурсии, чтение, беседы,
дидактические игры, игры – викторины.
С начала учебного года постоянно проводила наблюдения за изменениями
в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые
жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Обращала внимание
на форму и окраску листьев, учила по этим признакам определять, с какого дерева
они упали. Детям предлагала побегать по опавшим листьям, послушать, как они
шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли новые слова и старались их
запомнить: шелестят, шуршат. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия
растений, птиц.
С детьми собрали
гербарий из осенних листьев.
На
занятиях по экологическому воспитанию учила детей сравнивать и рассказывать
о временах года, о повадках птиц и зверей, учила сравнивать и
анализировать, делать простейшие выводы, объясняла как надо вести себя на
природе. В процессе этого обучения идёт закрепление экологических знаний детей,
обучение распознаванию, развитие логического мышления, расширяются и
углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение
связно излагать свои впечатления об увиденном.
Систематически
проводила с детьми тематические занятия, где особое место отводится
воспитанию бережного отношения к природе. Учила воспринимать растения, цветы,
деревья как живые существа.
Особое место в работе кружка отводила
опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе экологического
воспитания. Проводили с детьми опыты со снегом, с песком и глиной (что лучше
пропускает воду), опыт с комнатными растениями (что необходимо для роста
растений). Во время этой работы ребёнок проводит настоящие исследования,
занимается самостоятельной экспериментальной работой, получает первые навыки её
проведения. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или
сделал то, что всем давно известно, главное, что у ребёнка задействован и развивается
механизм творческого мышления.
В дальнейшем
буду продолжать работу по расширению
и обогащению знаний детей об окружающем мире, взаимосвязях в природе,
развивать познавательный интерес к явлениям природы и взаимодействию веществ.