Одними из средств развития нравственной, эмоциональной, культурной сферы детей раннего возраста являются театрализованные игры, игры в кукольный театр, которые способствуют передаче эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
Свою работу по театрально-игровой деятельности в младшей
группе мы планировали заранее, подбирали материал соответствующего содержания,
ставили перед собой педагогические задачи, целью которых являлось развитие речи и формирование
творческих способностей детей.
Мы помогали детям организовать деятельность,
объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и
проиграть от начала до конца литературное произведение.
Поначалу мы знакомили малышей с русскими народными
сказками, учили вместе с ними народные песенки, потешки, скороговорки, активно
использовали пальчиковую гимнастику, благодаря чему формировали умение детей
сочетать слова и движения.
Одновременно с этим мы сами показывали детям различные спектакли, чтобы они увидели, как нужно обращаться с куклами.
А далее, мы уже вместе с детьми, разыгрывали знакомые
сказки, небольшие занимательные сценки, используя различные игрушки и
плоскостные фигурки.
Игры в кукольный театр мы планировали ежедневно в
самостоятельной игровой деятельности, при этом использовали различные его виды,
наиболее подходящие для детей младшего дошкольного возраста, а именно:
- Театр на кружках. Для создания такого настольного
театра мы использовали кружки одинакового размера, на которые в центре наклеили
картинки героев различных сказок. При помощи ручки малышам было легко управлять
кружкой. Они получали не только массу удовольствия, но и вместе с тем у детей
формировались игровые умения и навыки, побуждающие к импровизации.
- Еще одним видом настольного кукольного театра, в который
активно играли наши малыши, стал театр с использованием плоскостных игрушек (картонных,
бумажных, из дерева и т.д.). Такие игрушки помогали детям внести разнообразие в
их игровую деятельность, и они также просты в использовании.
- Наряду с плоскостными игрушками в театрализованных играх мы предлагали малышам поиграть и в пальчиковые куклы. Важно отметить, что пальчиковый театр при этом эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, еще и непосредственно влияет на формирование речи детей.
Работа, проводимая последовательно, в течение трех месяцев , принесла реальные результаты: дети стали активнее, эмоциональнее. Расширился и обогатился словарный запас детей.