Состав вокального кружка формируется с учетом желания детей и результатов диагностики их музыкальных данных. Возраст детей, посещающих кружок – 4 – 5 лет (средняя группа); 6–7 лет (старшая группа). Занятия проводятся в музыкальном зале 2 раза в неделю по 25 - 30 минут, в очень доброжелательной обстановке, группой от 8 - 22 человек, учитывая индивидуальность каждого ребёнка.
Цель работы кружка: воспитание у детей чуткости, восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости; учить детей глубже воспринимать музыку, активно выражать свои чувства, настроение; постигать мир музыкальных звуков; развивать музыкальный слух и голос.
Задачи:
1) формирование интереса к вокальному искусству;
2) достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного лёгкого пения, чистоты и полётности детского голоса;
3) развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
4) достижение искренности исполнения дошкольниками песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;
5) усвоение навыков хорового пения;
6) развитие детского песенного творчества.
7) формирование певческой культуры.
8) развитие умений различать звуки по высоте.
Моя работа направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на укрепление их психического и физического здоровья. Соответственно применяю здоровьесберегающие технологии такие, как:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
-логопедические упражнения, распевки;
- валеологические песенки-распевки;
- ритмические игры;
- звучащие жесты;
- упражнения на развитие мимики.
В формировании певческих навыков, выразительности исполнения важным является воспитание культуры слушания музыкального произведения при ознакомлении с ним. Учитывая конкретность мышления дошкольников, подражательность, использую свой образец, показывая, как надо петь, где вдохнуть, а где петь протяжно. В работе над ансамблевым пением применяю иногда дирижёрские жесты: сильный взмах руки - громкое звучание, слабый - тихое. При помощи дирижирования добиваемся слаженного пения: в одном темпе, с соблюдением динамических оттенков. Для восприятия и воспроизведения мелодии использую также приём показа высоты звуков соответствующими движениями руки: вверх, на место, вниз. С этой целью на своих занятиях использую музыкальную лесенку и попевки. Работая над новой песней, систематически возвращаюсь к ранее разученным, включая их в ту или иную образовательную деятельность, развлечение или праздник, так как в знакомых песнях ярче проявляются и закрепляются усвоенные певческие навыки. Кроме того, знакомая и любимая песня способствует творческой активности в самостоятельной деятельности детей. И нередко робкие, застенчивые дети проявляют свои способности.
Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Мы говорим о том, что звук нельзя потрогать, можно лишь услышать. Материалом для звука может служить всё, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, стаканы, коробки. Одно из занятий носило название «Из чего возник звук», где дети извлекали звуки из подручного материала.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшают дренажную функцию бронхов (упражнения «Ёжик», «Часики», «Кошка» и др.)
Артикуляционная гимнастика развивает певческую способность детей; совершенствует дикцию; развивает музыкальную память, запоминание текстов песен («Жаба Квака», «Котик Рыжик»)
Пальчиковые игры развивают речь ребёнка; соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием («Белочка», «Весёлый художник»)
Выбор песенного репертуара зависит от возраста детей, их желания петь ту или иную песню. Многие песни соответствуют сезонам («Разноцветная осень, сл. и муз. Т. Морозовой), определённым датам («Мы с космосом – на ты» сл. и муз. А. Веселовой, «Мой папа хороший») и просто понравившиеся по своему настроению песни («Друзья», «Кот, да не тот», Ю. Верижникова)
Наряду с песнями программного репертуара дети исполняют эти песни на утренниках и развлечениях. В процессе работы кружка появилось несколько солистов.
Особенно детям нравилось исполнять песни под так называемый «минус» - фонограмма.
Осуществляя поставленные в работе цели и задачи, положительным итогом своей работы считаю:
- дети имеют устойчивый интерес к детской песне;
- эмоционально исполняют ее;
- певческий диапазон расширен на 2-3 тона;
- пение выразительное, интонационно точное,
- творчески подходят к самостоятельному исполнению;
- поют индивидуально, подгруппами и коллективно;
- импровизируют, использует песню в самостоятельной деятельности.
Такая обширная работа по вокальному воспитанию дошкольников даёт свои результаты. Дети полюбили песню, научились владеть своим голосом, понимать многие вокальные термины, дирижёрские жесты. Дети научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, могут петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, слышат и оценивают правильное и неправильное пение.
С поставленными задачами кружковцы справились, и я надеюсь, что некоторые из них продолжат обучение в школе искусств и различных творческо- эстетических студиях.