Отчет по работе кружка в старшей группе по теме
«Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Многие
родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают
внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и
произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при
обследовании шестилетних детей на готовность к школе. О проблемах с
координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только
перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка:
кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в
непослушных пальцах карандаш.
В начале года мною была разработана программа работы кружка, целью которой стало укрепление и развитие руки,
координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формирование
базовых графических навыков; развивать координацию и мышечную память руки. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества:
целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку
собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого
сопровождения
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие
задачи.
Обучающие:
развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность,
зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в
пространстве;
формирование произвольных координированных движений пальцев
рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия
(тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
формирование практических умений и навыков;
развитие
мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и
зрительного восприятия,
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное
внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
развитие связной
речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи
через пальчиковые игры.
способствовать
развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка),
развитию тактильной (кожной) чувствительности;
развитие
глазомера, стимулирование зрительного внимания;
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
доброжелательность, чувство товарищества;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
воспитывать доброту, инициативу, усидчивость
и терпение
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности: от простого к сложному, от частного
к общему;
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному
воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического
развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и
развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной
практики.
Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые
упражнения, сюда входят пальчиковые игры которые сопровождаю чтением стихов и
потешек; отработка графических
навыков - это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру,
штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по
трафаретам
Занятие начинаю с пальчиковой игры, тем самым создаю
эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекаются игрой и с
интересом выполняют движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев,
подготавливая их для работы в тетради. Вот примеры нескольких игр, которые
нравятся моим ребятам. "Апельсин", "Гости",
"Замок", "Капуста" и т. д. Простые движения помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Многие
пальчиковые игры требуют участия обеих рук, например такие "Мы писали, мы
писали наши пальчики устали", "Пальчик-мальчик",
"Дружба", это дает возможность детям ориентироваться в понятиях
"вправо", "влево", "вверх", "вниз".
Пальчиковые игры и упражнения также провожу в перерывах между занятиями, как
физминутку, во время игр в помещении или на прогулке.
На занятиях кружка я создаю условия для накопления
ребенком практического опыта. Детям нравиться выкладывать из фасоли фигуры
животных - кошку, змею, птицу или цветы, деревья. Из пуговиц разных по размеру
и цвету выкладывают несложные узоры. Выполняя действия с мелкими предметами,
объясняю детям что это надо делать либо щепотью тремя пальчиками, либо
способом «пинцетного захвата», то есть захватывать двумя
пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть
подогнуты и не мешать.
Из счетных палочек дети выкладывают различные фигуры: "Флажок", "Качели",
"Машина", "Корзина", и др. Фантазируя рисуют пальчиками на
манке высыпанной на поднос. После проведения таких заданий подвожу итоги.
Итогом является поощрение воспитанников за лучшее выполнение работы.
Подготовив таким образом пальчики к работе,
приступаем с детьми к отработке графических навыков. Штриховка является одним
из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения
способствуют укреплению мышц руки, выработке умения
действовать по заданным правилам. Перед выполнением задания, даю детям
инструкцию, штриховку надо выполнять в указанном стрелкой направлении, линии
должны быть параллельны друг другу, расстояние между линиями должно быть
одинаковым, нельзя выходить за контур изображения.
Обведение контуров по точкам здесь учу детей правильно
держать карандаш и правильно направлять его, карандаш не отрывать от листа
бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Получившиеся рисунки
можно использовать как раскраски.
Детям очень нравится обводить трафареты. На занятии
начинали с трафаретов для внутренней обводки (т. к. ребенку легче обводить
внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (на пример
собственную ладонь или геометрические фигуры - круг или квадрат, а потом переходили
к более сложным, фигуры животных, цветы, листья деревьев. Работа с трафаретами воспитывает усидчивость, развивает терпение
и даёт первые навыки держать карандаш
Когда дети начинают более уверенно держать карандаш,
включаю в работу метод
дорисовки (по принципу симметрии).
Упражнения с дорисовкой являются одним из эффективных способов развития воображения.
. Также на занятиях кружка и в
самостоятельной деятельности использую простой и эффективный способ подготовки
руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится
держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки,
делает ее движения сильными и координированными.
В кружковой работе большую помощь оказывают родители.
Родители со всей ответственностью подходят к процессу обучения своих детей.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных
способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детей, добилась определенных
положительных результатов: кисть приобрела хорошую подвижность,
гибкость, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть
навыком письма. Я рекомендую, родителям и всем кто работает с детьми,
шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование
движений пальцев рук.
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью,
возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё
будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит
досуг.