Работа кружка "Волшебные пальчики"

Отчет по работе кружка в старшей группе по теме «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.                                                              В начале года мною была разработана программа работы кружка, целью которой стало укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формирование базовых графических навыков; развивать координацию и мышечную память руки. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

Обучающие:

развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве;

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

формирование практических умений и навыков;

развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,

 

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.

способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;

развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;

 

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим доброжелательность, чувство товарищества;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

воспитывать доброту, инициативу, усидчивость и терпение

 

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

- принцип системности: от простого к сложному, от частного к общему;

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры которые сопровождаю чтением стихов и потешек; отработка графических навыков - это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по трафаретам

Занятие начинаю с пальчиковой игры, тем самым создаю эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекаются игрой и с интересом выполняют движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев, подготавливая их для работы в тетради. Вот примеры нескольких игр, которые нравятся моим ребятам. "Апельсин", "Гости", "Замок", "Капуста" и т. д. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, например такие "Мы писали, мы писали наши пальчики устали", "Пальчик-мальчик", "Дружба", это дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Пальчиковые игры и упражнения также провожу в перерывах между занятиями, как физминутку, во время игр в помещении или на прогулке.

На занятиях кружка я создаю условия для накопления ребенком практического опыта. Детям нравиться выкладывать из фасоли фигуры животных - кошку, змею, птицу или цветы, деревья. Из пуговиц разных по размеру и цвету выкладывают несложные узоры. Выполняя действия с мелкими предметами, объясняю детям что это надо делать либо щепотью тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывать двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.

Из счетных палочек дети выкладывают различные фигуры: "Флажок", "Качели", "Машина", "Корзина", и др. Фантазируя рисуют пальчиками на манке высыпанной на поднос. После проведения таких заданий подвожу итоги. Итогом является поощрение воспитанников за лучшее выполнение работы.

Подготовив таким образом пальчики к работе, приступаем с детьми к отработке графических навыков. Штриховка является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам. Перед выполнением задания, даю детям инструкцию, штриховку надо выполнять в указанном стрелкой направлении, линии должны быть параллельны друг другу, расстояние между линиями должно быть одинаковым, нельзя выходить за контур изображения.

Обведение контуров по точкам здесь учу детей правильно держать карандаш и правильно направлять его, карандаш не отрывать от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Получившиеся рисунки можно использовать как раскраски.

Детям очень нравится обводить трафареты. На занятии начинали с трафаретов для внутренней обводки (т. к. ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (на пример собственную ладонь или геометрические фигуры - круг или квадрат, а потом переходили к более сложным, фигуры животных, цветы, листья деревьевРабота с трафаретами воспитывает усидчивость, развивает терпение и даёт первые навыки держать карандаш

Когда дети начинают более уверенно держать карандаш, включаю в работу метод дорисовки (по принципу симметрии). Упражнения с дорисовкой являются одним из эффективных способов развития воображения.

. Также на занятиях кружка и в самостоятельной деятельности использую простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

В кружковой работе большую помощь оказывают родители. Родители со всей ответственностью подходят к процессу обучения своих детей. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детейдобилась определенных положительных результатов: кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. Я рекомендую, родителям и всем кто работает с детьми, шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование движений пальцев рук.

Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Фотогалерея