Психолого-педагогические рекомендации
по решению проблемы школьной дезадаптации
Все больше дошкольников не хотят или
даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые
распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с
учителем и одноклассниками, отвечать у доски и тому подобное. Даже
любознательные и активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют
интереса к учебной деятельности.
Как заинтересовать детей учебой в
школе и настроить на уверенное и успешное вхождение в новый жизненный этап?
Современная школа базируется прежде
всего на классном учителя- профессионале, а уже потом - на различных
технических новациях, евроремонтах, иностранных связях и тому подобное. Если бы
мы могли поставить вопрос, что важнее для ребенка - профессиональное знание
учителем предметов или его любовь к детям, ответ был бы, пожалуй, довольно
неожиданным. Для ребенка в начале обучения решающее значение имеет любовь
учителя, а не знание им предмета. Разумеется, мы не говорим о том, что учитель
в начальной школе должен быть невеждой. Конечно, важно, чтобы любовь и его вера
в ребенка были связаны с глубоким профессиональным знанием предметов. Это и
будет идеальный педагог для вашего ребенка.
С приходом в школу начинается важный
этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция-ученик, то есть
непосредственный участник одной из форм общезначимой деятельности- учебной,
требующей большого напряжения сил. К ребенку в этот период выдвигаются новые требования,
у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со
взрослыми, которые также требуют определенных моральных усилий и опыта.
Поступая в школу, большинство
первоклассников проявляют искреннее желание учиться. Сначала его привлекают
внешние моменты школьной жизни: школьная сумка, новые тетради, яркие учебники,
сама школа, друзья. Необходимо обеспечить его безболезненное принятие нового
вида деятельности.
Психологическая готовность ребенка к
школе характеризует его способность усваивать учебный материал в
условиях урока. Низкая психологическая готовность ребенка к обучению выражается
в том, что он недостаточно эффективно может управлять на уроке своим поведением
и познавательными процессами для успешного освоения учебного материала.
6-7 летний возраст-это переломный
этап в развитии ребенка, когда происходит, существенная перестройка всех
физиологических функций. В этом возрасте проявляются новые возможности в
активности головного мозга. В этот период резко увеличиваются ресурсы детского
организма, интенсивно развиваются все системы организма-сердечно-сосудистая,
дыхательная, опорно-двигательная, эндокринная и др. С началом обучения у
ребенка меняется привычный образ жизни, установленный режим дня, появляется
много новых обязанностей, расширяется круг общения все эти факторы, безусловно,
влияют на физическое и эмоциональное состояние маленького школьника.
Большинство дошкольников посещают
подготовительные занятия. Родители часто рассчитывают на то, что дети будут
подготовлены к школе силами воспитателей, учителей, проводящих эти занятия. Но
опыт показывает, что ни одно учебное заведение не сможет заменить семейное
воспитание. Если в семье занятиями ребенка не интересуются, не поощряют его к
тщательности, он начинает относиться к учебе небрежно, не стремится исправлять
ошибки, невнимательность родителей глубоко оскорбляет его, он замыкается в
себе, перестает стараться. С началом школьной жизни меняется дневной график, к
которому ребенок привык в детском саду. Возрастает нагрузка, увеличивается
утомляемость, что может привести к апатии, безразличному отношению к учебе или,
наоборот, к чрезмерной возбудимости, раздражительности. Поэтому родителям нужно
с самого начала организовать оптимальный режим дня: равномерно распределять
время для учебы, отдыха. Пока не пройдет период адаптации, не стоит сразу
загружать ребенка различными кружками или секционными занятиями, лишать общения
с друзьями или иных вещей, к которым он привык, обязательно отводить максимум
времени для прогулок на свежем воздухе. Но в его жизни появились новые
обязанности, которые следует выполнять.
Следует учитывать
анатомо-физиологические особенности детского организма. В это время происходит
его перестройка, увеличивается физическая сила и выносливость, но нагрузка
должна быть умеренной и соответствовать возможностям организма. Следует
избегать однообразной деятельности, сочетать различные виды учебного процесса
(письмо, чтение, математические расчеты), тренировать психические процессы
память, внимание, воображение. Усвоение нового материала не должно продолжаться
слишком долго и должно заканчиваться двигательными упражнениями - гимнастикой
для глаз, разминкой для рук, особенно важна гимнастика для спины. Несложные
физические упражнения помогут ребенку улучшить самочувствие, расслабиться,
снять напряжение. Большую роль в жизни ребенка играет особенность учителя. Таким образом, усилия учителей,
воспитателей, родителей должны быть направлены на развитие педагогической,
интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.
Если ребенок пришел в первый класс подготовленным, если он чувствует поддержку
и позитив со стороны родителей, если видит в учителях мудрых и добрых
наставников, если ему удастся найти общий язык со сверстниками, то обучение
будет даваться ему довольно легко. Как говорят в народе: «Дорога ложка к обеду», - поэтому не
искушайте судьбу и характер собственного ребенка, относитесь к его подготовке к
школе благоразумно, планомерно, делайте взвешенные, обдуманные шаги. Лучше
сейчас предупредить последствия, чем потом их исправлять. Все в природе
происходит в свое время. Помните об этом!
Родителям следует помнить:
- Положительное отношение ребенка к
будущему обучению имеет большее влияние на адаптацию ребенка к школе и его
будущие учебные успехи и достижения.
- Игра для успешного развития и
реализации способностей дошкольника играет существенную, решающую роль, которую
ничто другое не может заменить.
- Подготовка к школе - это путь
совместной деятельности и взаимодействия ребенка и родителей.