Готовность ребенка к школе не является простым
показателем, то есть таким, когда можно сказать - она есть или ее нет. Готовность
к школе впитывает в себя все те результаты, к которым вы стремились
год за годом все 6-7 лет, и изо дня в день, воспитывая сына или дочь, создавали
условия для их всестороннего развития.
Специалисты-психологи на первое место ставят мотивационную готовность к
обучению. То есть, когда ребенок имеет правильное представление о школе и ее
требованиях: «Мне уже 7 лет, я хочу идти в школу, чтобы выучиться хорошо,
работать, стать врачом, модельером, конструктором», - говорит ребенок.
Иногда у детей не совсем правильная
мотивация: «В школе лучше, чем в саду, - говорит ребенок, - там не надо спать».
«В школе есть перемена, можно выходить в коридор и бегать». Дети с таким
представлением о школе встретятся с непредсказуемыми трудностями и уже через
несколько дней, если дома и в школе не предоставить им соответствующей помощи и
поддержки, скажут, что они в школу не хотят. А есть и такие, которые знают о
требованиях к школьнику и одновременно боятся, опасаются: «В школе очень
трудно, я не знаю, хочу идти в школу, но страшно ...». Да! Дети тоже нуждаются в советах психолога.
Но и знания не у всех будущих первоклассников
одинаковы. Конечно, по уровню знаний дети отличаются. Разумеется, чем больше
ребенок знает, тем увереннее чувствует себя в школе. Но иногда и у маленьких
«вундеркиндов» возникают трудности - дети не всегда умеют четко выразить свое
мнение, вовремя отреагировать на вопрос, отстоять свою позицию. Этому еще
предстоит учиться и учиться ... поэтому не стоит разделять детей на «умных» и
«не очень», устраивая экзамен дошкольникам. Другое дело, когда учителя и
специалисты хотят лучше познакомиться, пообщаться с будущими учениками.
Например, тип темперамента ребенка напрямую связан с тем, каким учеником
он станет. У оживленных, жизнерадостных, подвижных сангвиников часто проблемы
связаны с тем, что они непоседливые. От замедленных флегматиков нельзя
требовать быстрого вовлечения в процесс работы. Меланхолики - быстро устают, а
холерики - непослушание и забияки. Это в целом. А если брать конкретного
ребенка - здесь ряд проблем, по поводу которых стоит посоветоваться. Поэтому
родителям важно знать темперамент своего ребенка хотя бы и для того, чтобы
найти ключ к его поведению, а иногда и объяснить учителю, почему ребенок именно
такой.
Нередко родители оказываются в такой
ситуации, когда приходится отстаивать личность своего ребенка перед
авторитарной позицией учителя. На чьей стороне тогда психолог? Психолог всегда на
стороне ребенка. Ребенок - не плохой и не хороший, он такая, какой есть. И еще.
Нельзя сравнивать детей с другими детьми. Следует сравнивать ребенка с ним же,
но днем, месяцем, годом ранее. Как он изменился, чего достиг? А любовь
родительская - это душевная, а не умственная категория. Она должна согревать и
защищать ребенка всю жизнь, давать силу, поддерживать в трудную минуту ...
Конечно, не только радость, но и
чувство большой гордости охватывает ваших дочь или сына, когда вы вместе
покупаете и приносите домой школьные вещи. Ребенок хочет поделиться своей
радостью с бабушкой, с детьми во дворе или в саду. Такие эмоции надо подкрепить
внимательным ознакомлением с каждой вещью, исследовать с будущим учеником их
назначение, где он будет храниться дома, в те дни, когда его не надо нести в
школу (на столе, в ящике), и как разместить в ранце, в портфеле? Как чистить и
гладить школьную форму? Как вешать на плечики в шкаф?
Специально потренируйтесь с ребенком
в составлении вещей в ранец. Это может быть вашим ежедневным занятием в течение
недели - перед вечерней сказкой. Чтобы избежать однообразия, занятие может
проводиться как игра.
Игра «Собери в школу
ранец»
Перед игрой необходимо еще раз
рассмотреть с ребенком ранец: какой он привлекательный по форме, цвету, удобный
по размеру, конструкции. С любовью сделанный, чтобы им было приятно
пользоваться, ходить в школу. Поупражняться в застегивании и расстегивания
молнии, липучек, замочков, рассмотреть все отделения, поговорить об их
назначении. Чем лучше ученик ухаживает своим ранцем, тем дольше эта вещь будет
служить.
Переходим к игре. На столе лежит
ранец и несколько предметов: пенал, карандаши, ручка, тетради, папка, сумка для
завтрака. Ребенок должен быстро и аккуратно собрать вещи в ранец. Игра
заканчивается, когда все вещи сложены и ранец закрыт. На другой день игру можно
повторить, используя часы - определять, сколько времени нужно для того, что
маленький ученик правильно и аккуратно сложил вещи в портфель. Вы сделали все, что
могли, что подготовить малыша к важному этапу его жизни-походу в первый класс.
И все же вы беспокойные - как же оно все будет? И ваш ребенок тоже нервничает,
переживает. Чтобы проверить и
успокоиться, нужно проверить, что знает ваш ребенок о школе, о том, как надо
вести себя в новых условиях.
Простой тест для завтрашнего школьника
Задайте вашем дошкольнику такие
вопросы
1. Как ученики обращаются
к учительнице?
2. Если ты хочешь о
чем-то спросить учительницу, как надо привлечь к себе внимание?
3. Что говорят, когда
очень нужно выйти в туалет? 4. Что такое урок?
5. Как учительница и
ученики узнают, что пора начинать урок?
6. Что такое
перемена? 7. Для чего нужна
перемена?
8. Как в классе
называются столы, за которыми ученики сидят во время урока?
9. На чем учитель
пишет, когда объясняет задание?
10. Что такое оценка? 11. Какие оценки считаются хорошими, а какие плохими?
12. В классе учатся
сверстники или дети разного возраста?
13. Что такое
каникулы?
14. Что ты будешь
делать, когда закончатся все уроки, а мама за тобой еще не успела прийти?