к основной образовательной программе
муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский
сад № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики
Основная образовательная программа разработана в
соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013
г№1155),
с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования
(Одобренна решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и на основе использования основной образовательной программы
дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса с детьми в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей. Дошкольное учреждение функционирует с 1970
года.
В МБДОУ разработана одна Программа, т.к. все
действующие группы МБДОУ решают единые образовательные задачи. Типы групп: все
9 групп - общеразвивающие,
разновозрастных – нет. Детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) нет.
Структура Программы включает три основных
раздела:
•
целевой
•
содержательный
•
организационный
В каждом из них отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть
программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально‑коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
·
художественно‑эстетическое
развитие,
физическое
развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практик, методики, формы организации образовательной работы. Эта часть образовательной программы ориентирована на потребности и интересы воспитанников и их родителей, разработана с учетом национально-регионального компонента, приоритетного направления МБДОУ и сложившихся традиций.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40%.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Цель реализации Программы:
-формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
-разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (Ст. 64 п.2 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Программа строится на основании
следующих принципах:
1). Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
2). Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
3). Принцип интеграции
содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией
содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к
такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных
образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса
4). Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Обязательная часть строится на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе следущих программ.
С целью приобщения детей к традициям национальной культуры и реализации национально-регионального компонента в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуются следующие парциальные программы:
1. Программа образования ребенка-дошкольника под ред. Кузнецовой Л.В. (раздел «Моя Республика») во вторых группах раннего возраста и младших группах.
2. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента
Соловей Л.Б в средних - подготовительных группах.
3. Программа этнохудожественного развития детей
2-4 лет «Узоры чувашской земли» Л.Г.
Васильевой (вторые группы раннего
возраста и младшая группа)
4. Программа
художественно – творческого развития
ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно – прикладного
искусства» под редакцией Л.Г.Васильевой в средних - подготовительных группах.
5. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» И.В. Махаловой
С целью формирования духовно-нравственной основы личности, а также присоединения ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России используется авторская программа «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина ( младшая группа «Солнышко» и старшая группа «Непоседы»
С целью расширения знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной в средних, старших, подготовительных группах
Содержание
психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет
осуществляется по образовательным
областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие». Содержание работы ориентированно на разностороннее развитие
дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи
психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе
режимных моментов как в совместной
деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольников.
Все программы и технологии, используемые в МБДОУ:
- направлены на развитие творческой личности ребенка
- оправдывают желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми
- предлагают детям способы действия как инструмент познания окружающего
мира
Программа МБДОУ реализуется в процессе организованных и
самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется в
специально организованной непосредственно-образовательной деятельности:
Все виды деятельности ребенка могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору
детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Ведущая цель взаимодействия с
семьями воспитанников – создание
необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с
семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности
разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение
печение права родителей на уважение и понимание, на участие в ж и. ч
детского сада.
Основные задачи взаимодействия
детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в
детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском
саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном
воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного! взаимодействия
педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей
воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в
районе (городе, области);
• поощрение
родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям
ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Режим жизнедеятельности МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» г. Алатыря
Режим работы МБДОУ: пятидневная рабочая неделя.
Режим работы групп МБДОУ: 10часов (с 07.00 до 17.00 часов).
Режим жизнедеятельности детей в МБДОУ разработан на основе:
- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015 г.)