Аннотация к программе



Аннотация

к основной образовательной программе

 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики

 

Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г№1155), с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (Одобренна решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и  на основе использования  основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа  опреде­ляет содержание и организацию образовательного процесса  с детьми в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.  Дошкольное учреждение функционирует с 1970 года.

В МБДОУ разработана одна Программа, т.к. все действующие группы МБДОУ решают единые образовательные задачи. Типы групп: все 9 групп -  общеразвивающие, разновозрастных – нет.  Детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) нет.

Структура Программы включает три основных раздела:

               целевой

               содержательный

               организационный

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

—     социально‑коммуникативное развитие,

—     познавательное развитие,

—     речевое развитие,

·                    художественно‑эстетическое развитие,

—     физическое развитие.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практик, методики, формы организации образовательной работы. Эта часть образовательной программы ориентирована на потребности и интересы воспитанников и их родителей, разработана с учетом национально-регионального компонента, приоритетного направления МБДОУ и сложившихся традиций.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40%.

Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Цель реализации Программы:

-формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

-разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (Ст. 64 п.2 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Программа строится на основании следующих принципах:

1). Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка

2). Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3). Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

4). Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Обязательная часть строится на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2015.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе следущих программ.

С целью приобщения детей к традициям национальной культуры и реализации национально-регионального компонента в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуются следующие парциальные программы:

 

1.      Программа образования ребенка-дошкольника под ред. Кузнецовой Л.В. (раздел «Моя Республика») во вторых группах раннего возраста и младших группах.

 

2.      Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента

Соловей Л.Б в средних - подготовительных группах.

       

3.       Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»  Л.Г. Васильевой  (вторые группы раннего возраста и младшая группа)

 

4.      Программа художественно – творческого развития  ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно – прикладного искусства»  под редакцией  Л.Г.Васильевой в средних - подготовительных группах.

 

5.       Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» И.В. Махаловой

 

С целью формирования духовно-нравственной основы личности, а также присоединения ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России используется авторская программа «Социокультурные истоки»  И.А. Кузьмина ( младшая группа «Солнышко» и старшая группа «Непоседы»

 

С целью расширения знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности  используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной в средних, старших, подготовительных группах

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет осуществляется  по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентированно на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как  в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Все программы и технологии, используемые в МБДОУ:

- направлены на развитие творческой личности ребенка

- оправдывают желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми

- предлагают детям способы действия как инструмент познания окружающего мира

 Программа МБДОУ  реализуется в процессе организованных и самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется в специально организованной непосредственно-образовательной деятельности:

Все виды деятельности ребенка могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

- развивающие и логические игры;

- музыкальные игры и импровизации;

- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

- самостоятельная деятельность в книжном уголке;

- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

- самостоятельные опыты и эксперименты и др.

Ведущая цель взаимодействия с семьями воспитанников – создание  необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение  печение права родителей на уважение и понимание, на участие в ж и. ч детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного! взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Режим жизнедеятельности МБДОУ «Детский сад  № 15 «Малыш» г. Алатыря

Режим работы МБДОУ: пятидневная рабочая неделя.

Режим работы групп МБДОУ: 10часов (с 07.00  до 17.00 часов).

Режим жизнедеятельности детей в МБДОУ разработан на основе:

- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)

- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015 г.)