Любой ребенок рано или поздно
знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном
окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую
среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на
пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет
оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском
саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое
звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к
каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и
уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы
определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в
адаптационный период.
Дети активные, подвижные,
любознательные, имеющие положительный опыт общения, как со взрослыми, так и со
сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают
расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети,
несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные переживания.
Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без
движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При
обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием
здоровья ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со
стрессом, организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система,
ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций, и как следствие чаще
болеет.
Для этого мной осуществляется
комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в группе раннего возраста:
Ранним утром при приеме детей проводится осмотр, термометрия, беседа с родителями.
Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику провожу сама, в качестве музыкального сопровождения использую бубен. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние.
В групповой
комнате я обустроила физкультурный уголок. Пособия, которые в нем есть (мячи,
кегли, скакалки, мешочки с песком, обручи,
и др), стимулируют активное движение детей, способствуют
закреплению двигательных умений. Каждое пособие в уголке я оставляю, пока оно
вызывает интерес у детей и правильное использование, затем меняю на другое. Всё
это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий,
позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Дети очень любят занятие физкультурой! При
организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается
улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения.
В группе используем многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, использование шнуровок); в том числе изготовленные самостоятельно: дидактические игры «Солнышко», «Разноцветные макароны», (для развития мелкой моторики), «Искры в бутылке» (для дыхательной гимнастики).
Популярным видом разгрузки для детей является
физкультурная минутка, которая повышает общий тонус, моторику, способствует тренировке подвижности нервных
процессов, развивает внимание и память, создаёт положительный эмоциональный
настрой и снимает психоэмоциональное напряжение. Физкультминутки провожу по мере необходимости, во время занятий по развитию речи,
формированию элементарных экологических представлений и т.д. Физкультминутки
проводятся в многочисленных формах: в виде
упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног,
подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений.
Каждая физкультминутка может
сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Эффективным средством укрепления здоровья является
закаливание. Но ежедневная работа по закаливанию детей в группе начинается
после окончания адаптационного периода. В своей работе использую целый
комплекс закаливающих процедур. Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы: солнце, воздух и вода — в сочетании с достаточным
двигательным режимом.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого, дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Перед
сном дети раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в
спальне на 2-3 градуса и переходят в маячках и трусиках в спальню. Спят
дети в хорошо проветренной спальне.
Оздоровительная гимнастика после дневного сна
помогает полностью просыпаться и заряжаться энергией на оставшуюся половину
дня. Для массажа ступней ног и развития координации движений проводится
ходьба по массажным коврикам (босохождение). Для этого в группе сделаны
разные дорожки (из пробок пуговиц и других неровностей
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон в хорошо проветренной комнате, активное занятие физкультурой на воздухе - все это моменты закаливания, которые я использую в своей работе.
Для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы использую музыкальное воздействие.
Так же проводится гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений. Создают различные образы: «лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок» и др.
Детям прививаю гигиенические навыки, развиваю самостоятельность, малыши стараются следить за собой: могут сами намыливать и мыть руки. После этого воспользоваться своим полотенцем. Если у ребенка не окажется носового платка, малыши самостоятельно пользуются бумажными салфетками, которые находятся в доступном для них месте.
В период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ проводится ряд мероприятий для профилактики заболеваний, это фито и аромотерапия «Чесночные» киндеры, Фитонциды (лук, чеснок), готовятся витаминизированные напитки.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей, так как главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации. Беседы.
Систематическое применение в работе всех этих методов, позволит уменьшить заболеваемость детей в группе.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.