Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Очень важно именно на этапе дошкольного детства обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье? Как построить воспитательно – образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей? Этот вопрос во все времена волновал и волнует родителей и педагогов детских садов.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Наш детский сад работает по проблеме «Роль здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий в развитии ребенка».
Здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей. Их целью является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка, вооружение его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
При использовании различных технологий сохранения и стимулирования здоровья, задача воспитателя заключается в том, что при подготовке к рабочему дню нужно продумать не только познавательный материал, но и то, как построить воспитательно – образовательный процесс, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Главным условием успешной организации является обеспечение двигательной активности. Для этого в течение дня с детьми проводятся динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксации, дыхательная и пальчиковая гимнастики, корригирующая гимнастика после сна, гимнастика ортопедическая, гимнастика для глаз.
К 2020-2021 учебному году инструктором по физической культуре совместно с педагогами ДОУ разработан и запущен долгосрочный проект «За здоровьем в детский сад», цель которого наполнить весь воспитательно - образовательный процесс на протяжении дня разнообразными здоровьесберегающими, здоровьеформирующими технологиями, способствующими сохранению и укреплению психического, духовного, социального и физического здоровья детей.
Разработана системная паутинка форм и методов работы по всем образовательным областям. Собран большой практический материал по всем видам здоровьесберегающих технологий. Оформлены « Дорожки Здоровья» с элементами музыкальной терапии, арт - терапии, дыхательной гимнастики, массажа и элементами основных физических упражнений, по которой дети ежедневно путешествуют, идя на утреннюю гимнастику и на физкультурные занятия.
Ни для кого не секрет, что современные дети испытывают «двигательный дефицит» т. е. количество движений производимых ребенком за день ниже нормы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому педагоги используют в работе технологии обучения здоровому образу жизни: игротерапия, коммуникативные игры, массаж, беседы из серии «Здоровье» («Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения» и т.д.), они подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения. Через серию занятий «Азбука здоровья», дети вместе с доктором Ромашкиным посещают различные кабинеты его поликлиники: кардиологический, хирургический, стоматологический, кабинет окулиста, где получают представление о строении собственного тела, назначение органов, обучаются уходу за своим телом, приобретают навыки оказания элементарной помощи. А Принцесса Витаминка рассказывает детям, что полезно, а что вредно для организма детей и приглашает посетить их фито бар: «У Витаминки!». Система работы с детьми по этой технологии предполагает различные формы, методы и средства формирования представлений о здоровом образе жизни. Основными формами работы является организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, дни Здоровья, в процессе которых сообщаются детям новые сведения и закрепляются ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому мы используем интегративный подход к организации занимательной деятельности детей.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно–оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: родительские часы, мастер–классы, беседы–диалоги, тренинги, телефон доверия, справочное бюро «Спрашиваете? Отвечаем!», практические занятия, анкетирование.
Родители воспитанников не остануться в стороне. В совместных развлечениях, челенджах, флешмобах, соревнованиях, позволит более продуктивно провести работу по здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями, и достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов – детей - родителей.
Проект в работе, а мы приглашаем знакомиться с промежуточными и итоговыми результатами данной совместной работы на страничках возрастных групп и на сайте нашего дошкольного учреждения.