Консультация для родителей "Особенности подхода к физическому развитию детей, имеющих различные нарушения здоровья"

Воспитывать здоровых детей - это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки на основе деятельности сохранных анализаторов; воспитать интерес к различным видам двигательной деятельности, способствующим оздоровлению и закаливанию с учетом контингента детей, посещающих коррекционные группы.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети имеют трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. У дошкольников с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.

Ориентировка в пространстве

Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И. М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми анализаторами лежат в основе ориентировки в пространстве. Выше изложенное указывает на важную роль физической культуры в пространственной ориентировке детей. Еще основоположник отечественной науки о физическом воспитании П.Ф.Лесгафт указывал на необходимость широкого применения физических упражнений для формирования у детей пространственной ориентировки и способности сознательно управлять своими движениями. Умение правильно ориентироваться в пространстве для детей с нарушением зрения имеет важное значение. Ориентировка в пространстве, в основном, формируется в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Особое значение следует уделять строевым упражнениям, построениям и перестроениям. Способствуя развитию ориентировке в пространстве, строевые упражнения помогают также формированию правильной осанки у детейвоспитывают организованность, точность. Желательно чтобы команды, замечания и исправления поступали из различных мест зала, площадки, а упражнения выполнялись в специальных условиях, добиваясь от детей усвоения необходимых навыков и умений.

Координация движений рук и ног

Многие авторы (М. И. Земцов, Л. И. Касаткин, Р. Н. Азарян и др.) указывают, что нарушение зрения приводит к значительному ухудшению точности, скорости, ритма и координации движений. Слабое развитие координации, точности и согласованности движений у детей со зрительной патологией в наибольшей степени проявляется, когда они выполняют малознакомые упражнения, или выполняют их в необычных условиях. Считается, что в процессе выполнения специальных упражнений и заданий можно развить у детей координацию, ритм и точность движений. В процессе занятий надо постоянно следить за тем, чтобы положение головы и корпуса было прямым, размах рук свободным, с должной амплитудой. г

Определенны основные задачи физического воспитания наших воспитанников:

- охрана и укрепление здоровья, совершенствования функций организма;

- полноценное физическое развитие;

воспитание интереса к различным двигательным действиям;

- формирование нравственных и личностных качеств;

- обеспечение своевременной подготовки детей к школе.

Наряду с общими задачами физического воспитания детей со зрительной патологией, решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности и предшествующего двигательного опыта:

- повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность движений;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

- коррекция и компенсация физического развития;

воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Специальные разделы работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения включают:

1. Развитие навыков пространственной ориентации

- ориентировка на себе (знание частей тела);

- ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);

- Определение направления (повороты, перемещения);

- ориентировка с помощью слухового и тактильно - двигательного анализаторов.

2. Коррекция вторичных дефектов (исправление нарушений осанки, плоскостопия: коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений).

3. Формирование мотиваций движений - положительного интереса к двигательной деятельности.

4. Развитие элементарных зрительных функций

- прослеживающие функции глаза;

- глазомера;

- гимнастика для снятия зрительного утомления.

Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с нарушением зрения должно использоваться нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

«Цветные полоски» - это пособие многофункциональное. Полоски собраны на веревке, которая может крепиться к стене. Полоски можно раздвинуть на любое расстояние. Игры«Точный пас»«Прокати в ворота»«Перепрыгни ручеек с бережка на бережок».

«Цирковые обручи». Подвешенные обручи могут подниматься и опускаться на разную высоту. Игра «Мяч через обруч» (дети, стоя в парах, упражняются в бросках и ловле мяча через обруч разными способами).

Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению движений коррекционно

- восстановительной работы. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, активизируется мускулатура, зрительные функции.

Основные принципы зрительных гимнастик.

- индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

- сочетание с двигательной активностью;

- развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.

Детей с нарушением зрения необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, а затем в привычку играть в эти игры. Также надо обучать детей дыхательной гимнастике.

Для достижения положительных результатов при проведении занятий с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

- организовывать рациональный двигательный режим, обеспечивающий улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

- обеспечивать взаимосвязь различных форм занятий и разнообразие средств;

- осуществлять коррекцию психоэмоциональных напряжений, связанных с движением, а также применяем игру, как средство социальной адаптации ребенка.

Подвижные игры

Выделяя коррекционно - педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании; ребенок упражняется в определении нужного направления и контролирования расстояния, темпа и точности движений. г

В работе с детьми рекомендуется использовать игры с ловлей и увертыванием, бросанием и метанием, которые способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций, фиксации, глазомера и т. д. :

«Прокати мяч в ворота»;

«Попади в цель»;

«Позвони в колокольчик»;

«Кто скорее соберет палочки определенного цвета»;

«Проследи за движением ленты»;

«Набрось кольцо» и другие.

В играх спортивного характера формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения. Поэтому и здесь требуется осуществлять работу по тренировке зрения.

Подвижные и спортивные игры и упражнения должны использоваться в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна, на физкультурных занятиях.

Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, пропедевтические упражнения, компонентом которых являются движения) позволяет формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Для более точного составления индивидуальных карт физического развития и подготовленности ребенка в начале года необходимо проводить тестирование. В диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется придерживаться некоторых правил:

- обеспечение идентичности условий и времени проведения;

- соблюдение основных гигиенических требований (температура помещений, его освещенность);

- создание положительного эмоционального фона;

- применение тестов, хорошо известных детям.

Заключительная диагностика позволяет увидеть результаты совместной работы всех специалистов ОУ по физическому воспитанию детей с нарушением зрения и оценить их возможности и навыки к концу пребывания в ОУ и сделать вывод, что специфика работы с данной категорией детей дала возможность им освоить нормативные требования по физическому воспитанию и подготовиться к успешному обучению в школе.