Трудовое воспитание
детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье
имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде
всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно
совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда,
возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать
вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой
деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками,
перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет
ребенку радость.
Участие в
хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность
к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это
способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости,
заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.
В семье ребенок слышит
рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей.
Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и
уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста
должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как
сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых
обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти
обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.
Для того чтобы родители
могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они
должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся
"Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового
воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически
знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного
возраста.
При планировании работы
с семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам трудового воспитания
дошкольников должно занимать особое место. В плане каждой возрастной группы
необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания,
изучения и обобщения положительного семейного опыта. При этом следует учитывать
типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто
допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности
трудового воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного
значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи; незнание
возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по
содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста, правильных методов
воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в
выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования
эмоционального отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой
деятельности.
Для разъяснения
родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников могут быть
использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни
открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
Много дает наглядное
ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так,
в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы,
самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный
труд детей в природе, уборку групповой комнаты, ремонт книг и др.
Трудовому воспитанию
старшего дошкольника в семье можно посвятить собрание родителей. Перед
собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К
собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового
воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд
детей в семье и в детском саду.
На собрании можно
заслушать одно - два сообщения родителей о положительном опыте трудового
воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение,
проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.
Во время экскурсии по
детскому саду родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой
комнаты, узнают о методах руководства воспитателя работой ребят, видят, как их
дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения,
старательность, самостоятельность, могут сравнить успехи своего ребенка с
успехами других детей.
Воспитатель знакомит с
задачами трудового воспитания старших дошкольников, характеризует трудовые
навыки ребят своей группы, особо отмечая тех, кто отличается трудолюбием,
большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.
Одна из форм совместной
работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к
той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по
благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого
оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не
используют ее в воспитательных целях. Важно организовать труд родителей таким
образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.
Систематическая работа с
родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и
семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании
дошкольников.