Заботливое отношение к
окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с
раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на
основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько
эти отношения наполнены нравственным содержанием.
Заботливость, выражаемая
ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить
взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за
свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях,
когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.
Заботливость как
нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость,
доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и
деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны,
если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.
Можно выделить некоторые
этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап — охотное
выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление
оказать помощь другим; затем — проявление внимания, чуткости не только в
поведении, но и словесно.
При этом учитывается
умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут
вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное
эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон.
Завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях
к близким людям (родителям, родственникам).
Проявления заботливого
отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную
направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского
коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей
трудолюбия, коллективизма, заботливости отмечают и родители.
Уровень развития
заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели:
степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в
оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости
при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые
обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.
Особенности проявления
заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания:
эмоциональной атмосферы в семье; понимания родителями целей и задач воспитания
и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем
труде.
Посещение семьи, беседы
с родителями, наблюдения за поведением ребенка в детском саду и дома позволяют
педагогу увидеть, как по-разному проявляются названные условия в семьях.
В одних семьях царит
положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями
целей и задач воспитания, вдумчивом отношении к вопросам нравственного
воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском
саду и дома.
Все это формирует у
ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать
заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Проявления
заботливости у детей самостоятельны и относительно устойчивы, хотя и не всегда
достаточно осознанны.
В таких семьях дети
постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные
поручения, обязанности, которые подбираются родителями. Детским учреждениям важно
работать в тесном контакте с такими семьями, перенеся наиболее ценное из
практики семейного воспитания в детский сад.
В других семьях родители
правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли
чуткими, заботливыми, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство
педагогических требований.
Стиль семейных отношений
здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из-за
вспыльчивости, несдержанности кого-то из родителей). Родителям не хватает
терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не
создаются.
Но встречаются семьи, в
которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей,
отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях
отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети
из этих семей проявляют заботу о других лишь под непосредственным влиянием
воспитателя, которого они уважают и любят.
К трудовым делам в семье
дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте
трудовые умения и навыки, а также и желание быть полезным другим.
Изучение особенностей
семейного воспитания показывает, что дети, недостаточно включенные в дела
семьи, не имеют возможности проявить заботу, не осознают необходимости быть
заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное.
Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию
правильной самооценки.
Можно предложить детям:
«Попробуйте сделать дома нужное для всей семьи дело. Посмотрите, в чем мама или
папа затрудняются, и предложите свою помощь». Такое обращение интересно детям и
дает им возможность проявить дома активность.
Постепенно дети осознают
нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным
дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до
конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их
самостоятельными и умеющими все делать.
Выполняя по заданию
воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые
чувства членам семьи.