Конспект интегрированной непосредственно - образовательной
деятельности по речевому развитию
«Путешествие в сказку»
Образовательные области: речевое развитие,
познавательное развитие.
Программное содержание: продолжить формировать
представление о русских народных обычаях и традициях. Расширять представление
детей о предметах быта, познакомить с ремеслом гончара. Обогащать и активизировать
словарь детей, развивать грамматически правильную речь. Упражнять в
словообразовании. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто
нуждается в помощи. Учить детей выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: аудиозапись, презентация,
проектор, компьютер, музыкальные колонки, соль, лед, глиняные предметы
домашнего быта, предметные картинки, письмо, печка, голубая ткань для имитации
речки, макет яблони, оборудование для опытов.
Ход НОД:
Дети
входят в группу, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята я
получила письмо, вот послушайте: «Мои
родители уехали на ярмарку народных промыслов, а мне дали наказ следить за
братцем, и обещали привезти гостинцы, но я заигралась с подружками и он пропал.
Помогите»
-
Ребята, а кто написал это письмо? Куда
пропал братец ?
Воспитатель
обобщает ответы и на экране слайд с Машей.
Вы
готовы помочь Маше выручить брата из
беды?
Тогда
приготовьтесь отправиться в сказку, вставайте, закрывайте глаза и потихоньку на
мой голос, двигайтесь за мной.
Воспитатель
произносит:
Здравствуй,
сказочка неновая,
Всем
давно-давно знакомая!
К
нам почаще приходи,
С
собою радость приводи!
Открывайте
глаза. Вот мы и в сказке. На пути у нас печка.
Ребята, что же произошло? Включается аудиозапись: «Гуси -
лебеди летели, все разбросали, все
раскидали. Наведите порядок и поиграйте в игру «Найди предмет».
Ребята
наводят порядок. Молодцы. Мы навели
порядок, а вы обратили внимание, предметы, которые мы расставили какие- то необычные, вам они знакомы? Назовите их? Одним словом это посуда. А кто догадался, из чего сделана эта посуда? (ответы). Значит эта посуда, какая
(глиняная). А вы знаете, как раньше называли человека, который изготавливал
глиняную посуду? Воспитатель обобщает ответы детей и показывает на слайде гончара.
А
сейчас поиграем в игру «Найди предмет». Ребята, разделитесь на две подгруппы поровну. Молодцы. Первая подгруппа находит картинки, в
названии которых есть звук «к», (крынка, миска, ухват, печь). Вторая
подгруппа картинки, в названии которых есть
звук ш (гончар, кувшин, чугун,
ковш). Вы очень внимательные. Давайте проверим наши ответы на экране.
Аудиозапись:
«Спасибо. Порядок навели и поиграли. Доброго пути вам».
Идем дальше. Ребята на пути у нас речка.
Аудиозапись: «Ох, ребята, Баба-яга
меня заколдовала, заковала в ледяные оковы, даже солнышко не спасает. Помогите,
освободите!»
Воспитатель
заранее готовит необходимое оборудование и лед (можно один большой кусок льда,
а можно несколько маленьких) для проверки гипотез детей, но не расставляет
все на столы, предметы достаются по мере
выдвижения гипотез детей, старается ненавязчиво подвести детей к опыту с
солью.
Воспитатель:
Что - же нам сделать, чтобы растопить лед. (Ответы детей). А как вы думаете,
солью, мы сможем быстро растопить лед? (
Ответы). Давайте проверим.
Опыт: Возьмем два
кубика льда, один посыпаем солью, а другой оставим для сравнения.
Что
мы с вами видим? Соль разъедает лед, проделывает канавки и ходы в ледяном
кубике, кубик льда, посыпанный солью, тает быстрее. Послушаем, как лед трещит.
Итог:
лед быстрее тает под воздействием соли.
Речка
зажурчала. (звукозапись). Видите мы с вами спасли речку.
А
сейчас мы немножко передохнем.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на
поясе.)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Нам надо спешить. Выручать братца из беды.
А
вот и яблонька. Давайте послушаем, какое у нее задание?
Аудиозапись.
«Расскажите,
что можно приготовить из моих наливных яблочек и поиграйте в игру «Назови
правильно?»
Ребята,
так что же можно приготовить из яблок как вы думаете? (ответы детей).
Игра
на словообразование.
Сейчас
мы с вами поиграем в игру «Назови правильно» будьте внимательны. Воспитатель
бросает мяч детям, выборочно и задает вопрос. «Сок из яблок, какой? Пюре из
яблок, какое? Начинка из яблок, какая? Пирог из яблок, какой? Варенье из яблок,
какое?
Молодцы!
Вы справились с заданием.
Слайд с Бабой –
ягой и аудиозапись:
«Ха-ха,
какие вредные ребята, со всеми заданиями справились. Отпустила я вашего Ивашку,
Гуси-лебеди полетели его возвращать».
Воспитатель:
Спасибо, Баю - яга. Ну и нам пора ребята возвращаться. Закрывайте глаза.
До
свидания, сказка не новая,
Всем
давным – давно знакомая!
Все
задания сделали,
Мы
умные и смелые.
Братца
из беды спасли,
Нашей
Маше помогли.
На
слайде Маша со всей семьей
Ну вот, мы и в садике. Вам понравилось наше
путешествие. Какие задания выполняли, что- то новое вы узнали?
Ой,
ребята, а вам Маша уже успела передать подарки с ярмарки.