Паспорт проекта
- Название проекта: «Путешествие в страну
геометрических фигур».
- Вид проекта: познавательно-игровой.
- Сроки реализации: 1 месяц
- Участники: дети средней группы, воспитатель Кожина Ю.А.
Проблема
У детей недостаточно сформированы знания о
геометрических фигурах, умение сравнивать их и располагать, находить их в
окружающей обстановке).
Актуальность проекта
На всех этапах развития
дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных
мест. Поэтому тему своей работы считаю актуальной и необходимой, т.к.
математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность
для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и
любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов
программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в
любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации,
конструировании.
Цель проекта:
- Систематизировать
знания детей о геометрических фигурах.
- Создать условия для реализации математических и
творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
- Продолжать
знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом,
треугольником. овалом.
- Закреплять умение обследовать форму, различать и
называть круг, квадрат, треугольник.овал.
- Совершенствовать умения детей сравнивать фигуры по цвету и форме.
- Развивать умение находить геометрические фигуры в
окружающей обстановке.
Интеграция образовательных областей:
- Непосредственно-образовательная деятельность. - Дидактические игры: «Прокати такой же шарик», круги», «Подбери пару», «Собери бусы»,
«Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую
фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру»,
«На что похоже». - Презентация Фигуры вокруг нас. - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»,
«Детский сад», «День рождение куклы Кати». |
|
Социально –
коммуникативное развитие |
- Итоговая выставка творческих работ воспитанников. - Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей. |
Речевое развитие |
- Заучивание стишков о геометрических фигурах, заучивание стихотворения
А. Барто «Мяч». - Рассказывание русской народной сказки «Колобок». - Отгадывание загадок по теме. - Разучивание физкультминуток. |
Художественно –
эстетическое развитие |
- Продуктивная деятельность. Аппликация: «Декоративная салфетка»,
«Шарфик для мишки», «Кораблик» . - Самостоятельно-художественное
творчество детей: выкладывание геометрических фигур из подручного материала. |
Физическое развитие |
- Проведение разученных
физкультминуток. - Подвижные игры: «Найди свой домик»,
«Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели». |
1 этап – подготовительный (одна неделя)
Исходя из интересов
детей, воспитателем ставятся цели и задачи
, создаются условия, необходимых
для реализации проекта.
2 этап – основной (2 недели)
Реализация основных
видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый (одна
неделя)
Включает в себя сбор и
обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и
прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации
данного проекта можно предположить следующие результаты:
·
расширение представлений о геометрических
фигурах;
·
развитие умений соотносить форму предметов
с известными геометрическими фигурами;
·
сформировать умение различать и называть
геометрические фигуры.
Обеспечение:
1 Развивающие
игры.
2 Наглядно-дидактические
пособия.
3Геометрические
фигуры различных форм и цветов.
4Трафареты
для свободного рисования.
5Геометрический
конструктор различных цветов.
6 Мелкий
счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).
Продукт проектной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность «Мишка в гости к нам пришел»
Презентация проекта: « Фигуры вокруг нас»
Алгоритм планирования и
организации деятельности
Мероприятие |
Цели |
Ответствен-ные |
Сроки проведения |
|
1 этап - подготовительный |
||||
1 |
Сбор информации, материалов для реализации проекта |
Расширить знания детей о математических представления у детей |
Воспитател ь |
1-я неделя |
|
|
|
|
1-я неделя |
2 |
Разработка конспектов занятий, сценария
итогового мероприятия, подготовка презентации |
Закреплять с детьми названия
геометрических фигур, учить обследовать форму фигур, используя зрение и
осязание. |
Воспитател ь |
1-я неделя |
4. |
Подбор дидактических игр, пальчиковых
игр, физкультминуток |
Расширять знания о геометрических
фигурах. |
Воспитател ь |
1-я неделя |
5 |
Оформление родительского уголка:
размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта |
Информировать родителей по теме проекта. |
Воспитател ь |
1-я неделя |
6 |
Подбор наглядно-дидактических пособий,
демонстрационного материала для занятий игр. |
Создать условия для ознакомления с
геометрическими фигурами. |
Воспитател ь |
1-я неделя |
2 этап - основной |
||||
7 |
Непосредственно-образовательная
деятельность по познавательному развитию с использованием презентации « Фигуры вокруг нас» |
Знакомить детей с геометрическими
формами - круг, квадрат, треугольник |
Воспитател ь |
2-я неделя |
8. |
Непосредственно-образовательная
деятельность по познавательному развитию «Круг и квадрат» |
Систематизировать знания о
геометрических формах, умение различать круг и квадрат |
Воспитател ь |
2-неделя |
9. |
Рассказывание сказки «Колобок» с
использованием театрализованных элементов |
Формировать математические представления
детей через использование русских народных сказок |
Воспитател ь |
2-я неделя |
10. |
Продуктивная деятельность. Аппликация на
тему «Декоративная тарелочка» |
Закрепить геометрическую форму круг,
учить наклеивать и располагать изображение на круге |
Воспитател ь |
2-я неделя |
11. |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»,
«Детский сад», «День рождение куклы Кати» |
Развивать математические представления
детей в игровой деятельности |
Воспитатели, дети |
2-я - 3-я неделя |
12. |
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы
идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели» |
Закреплять название и формы
геометрических фигур с использованием художественно-литературного
сопровождения |
Воспитатели, дети |
3-я неделя |
13. |
Художественное творчество: выкладывание
геометрических фигур из бус |
Закрепить знание геометрических форм в
самостоятельно-художественном творчестве с использованием нетрадиционной технологии |
Дети |
3-я неделя |
14. |
Непосредственно-образовательная
деятельность по познавательному развитию «Мишка в гости к нам пришел»
(итоговое) |
Учить различать геометрические фигуры,
используя зрительный и тактильные анализаторы, воспитывать доброе отношение
друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по
математике. |
Воспитатели, дети |
3-я неделя |
3 этап - заключительный |
||||
15. |
Обработка и оформление материалов
проекта |
Воспитатели |
4-неделя |
|
16. |
Анализ результативности |
Воспитатели |
4-я неделя |
Результаты проекта:
В совместной работе дети
активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и
сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и
познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные,
познавательные способности.
Были разучены и освоены
новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась
мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные
знания о геометрических фигурах.
Список используемой
литературы:
1. Алябьева Е. А.
Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.
2. Белошистая А.В.
Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Глаголева, Л.В.
Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.: Просвещение, 2010.
4. Ерофеева Т.И. Знакомство с
математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.:
Просвещение, 2006.
5. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби,
2009.
6. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие
для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП
Лакоценин С.С., 2008.
7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.
8. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников
математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009
Материал, используемый при проведении проекта:Картотека дидактических
игр
Игра «Найди лишнюю
фигуру».
Детям поочередно
показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата,
треугольника . овала), предлагают
рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая
фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке»
лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические
фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Построим
фигуру».
Детям предлагают составить из
палочек квадрат, треугольник.
Игра «Найди
предмет такой же формы»
Детям предлагают в
окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной,
треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают
геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож,
например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Стихи про фигуры
Самолет летит по небу, Треугольное крыло, На моем велосипеде, Треугольное седло, Есть такой предмет – угольник, И все это – треугольник. *** Треугольник - три угла, *** Стороны в нем тоже три: |
Круг Посмотрите-ка вокруг!
Наше солнышко в окне - Квадрат Познакомьтесь, вот квадрат! *** Стороны четыре в нём, |
Загадки
Три угла, три стороны Могут разной быть длины (треугольник) *** Нет углов у меня И похож на блюдце я На тарелку и на крышку На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? (круг) *** Прикатилось колесо, |
*** Он давно знаком со мной Каждый угол в ней прямой Все четыре сторон одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его (квадрат) *** Не овал я и не круг, *** Я фигура – хоть куда, |
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию на
тему: «Круг и квадрат»
Цель: Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и
квадрат.
Задачи:
Обучающие (образовательные):
1. продолжать знакомить с квадратом.
2. Учить различать круг и квадрат.
3. Продолжать учить находить один и много
предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами
один, много.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память детей,
наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные
связи.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к
элементарной математической деятельности.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость
на полученную информацию.
Демонстрационный материал: «Посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат и
круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга-14 см).
Раздаточный материал. Круги и квадраты
одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см).
Ход НОД:
Игровая ситуация
«Почтальон принес посылку»
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим,
что почтальон принес в посылке.
Воспитатель достаёт из посылки круг и
выкладывает на фланелеграф.
Воспитатель: - Дети, какая это фигура?
Дети: - Круг.
Воспитатель: - Какого цвета круг?
Дети: - Красный круг.
Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем
круг.
Затем достаёт квадрат, кладет рядом с
кругом.
Воспитатель: - Это квадрат, у квадрата
есть стороны и углы
Воспитатель: - Что есть у квадрата?
Дети: - Стороны и углы.
Воспитатель: - Давайте в воздухе нарисуем
квадрат.
Игровое упражнение
«Покажи и прокати».
У детей на столах лежат круги и квадраты.
Воспитатель: - Ребята, возьмите круг,
назовите его и обведите его рукой.
Аналогичные действия выполняют с
квадратом.
Воспитатель: - Давайте прокатим по столу
сначала круг.
Воспитатель: - Круг катится по столу?
Дети:- Да!
Воспитатель: Да, кругу ничего не мешает. А
теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Что мешает квадрату?
Дети: - Углы.
Воспитатель: Молодцы!
Подведение итогов.
Непосредственно-образовательная
деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Декоративная
тарелочка»
Цель: закрепить геометрическую форму круг, формировать умение наклеивать и располагать изображение
на круге.
Задачи:
Закрепить понятия
«вверху», «внизу», «слева», «справа».
Развивать чувство ритма,
чередуя элементы узора.
Воспитывать эстетическое
восприятие, умение видеть и рассказывать о ней.
Материал:
Вырезанные элементы
узора на раздаточных тарелочках, круги, клей, кисточки, подставки для кисточек,
салфетки, подкладные лист.
Ход НОД:
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель приносит
письмо.
Воспитатель: Интересно, что это дети за письмо, от кого оно? Хотите узнать? (ответы
детей)
- Давайте откроем и
посмотрим от кого оно и что в нём написано (открывает и зачитывает):
«Пишут вам жители
волшебной страны. В нашей стране живёт волшебница по имени Флора. Когда-то она
была весёлой, доброй, у неё было много друзей. Но однажды, она заболела
какой-то редкой и странной болезнью - перестала видеть красоту. Всё вокруг
казалось ей нехорошим и некрасивым. Она перестала делать добрые дела,
рассорилась со всеми друзьями. И хуже того, начала совершать недобрые дела. Вот
недавно, взяла и сдула со всех тарелочек красивые узоры, а мы не можем собрать
их обратно. Просим вас помочь нам».
Воспитатель: Сможем
ли мы исправить недоброе деяние волшебницы Флоры и украсить блюдце
узорами? (ответы детей). (Дети садятся за столы.)
- Но сначала давайте
посмотрим вокруг себя и поищем красоту. За окном я вижу красоту белых облаков
на голубом небе. А где вы видите красоту? За окном? В групповой комнате? Среди
своих товарищей? (ответы детей).
- Ваши руки, хоть и не
очень большие, но уже умеют делать красоту. У вас у каждого на столе лежат
элементы узора, которыми вы украсите свои тарелочки. А какой формы наша
тарелочка? А какого цвета? (ответы детей).
- Но прежде чем начать,
давайте сначала подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику
большому, приходили прямо к дому (большой палец отогнут, остальные
сжаты в кулак)
Указательный и средний,
безымянный и последний (разгибать поочерёдно все пальцы).
Сам мизинчик - малышок
постучался на порог.
Вместе пальчики -
друзья, друг без друга нам нельзя! (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Воспитатель: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.
- Начнём украшения с
середины тарелочки. Выберите среди элементов узора цветок и приложите его к
середине тарелочки. Получилось? Тогда наклеиваете. (Рис.1) Напоминанию:
переверните цветок цветной стороной вниз и положите на подкладной лист. Теперь
берите кисточку. Кисточку держите пальцами возле металлической «юбочки» и
окунайте в клей и равномерно намазывайте им цветок. Намазанный цветок аккуратно
возьмите двумя пальцами и приложите к середине блюда. Аккуратно прижмите сверху
салфеткой и легонько вытрите лишний клей.
- Теперь приступаем к
украшению краёв тарелочки. Возьмите зелёные листочки. Один из них мы наклеиваем
вверху тарелочки возле его края. (Рис.2) Обратите внимания:
острый край листочка смотрит на цветок. Следующий листик наклеим внизу
тарелочки возле его края. (Рис.3) А острый край листочка
снова смотрит на цветок. Ещё один лист наклеим слева возле края тарелочки. (Рис.4)
А куда смотрит острый край листка? (ответы детей). Последний листик
наклейте справа, и проследите, чтобы его острый край был направлен в нужную
сторону. (Рис.5)
Воспитатель: Какие красивые у вас получились тарелочки! Сейчас мы разложим их на
столе. Пусть клей высохнет хорошенько. А после мы их отправим посылкой жителям
волшебной страны. Может быть, волшебница Флора увидит наши работы, заметит их
красоту и излечиться от страшной болезни.
Подводятся итоги
занятия.
Непосредственно-образовательная
деятельность
по формированию элементарных
математических представлений
на тему: «Мишка в гости к нам
пришел»
Цель: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат,
треугольник).
Задачи:
- Образовательная: учить
различать геометрические фигуры, используя зрительный и тактильные
анализаторы.
- Воспитательная: воспитывать
доброе отношение друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к
занятиям по математике.
- Развивающая: развивать
память, логическое мышление, сообразительность пространственное
воображение, общую и мелкую моторику.
Принципы обучения и воспитания: доступности, активности, систематичности и последовательности,
наглядности.
Методы обучения и воспитания: игровой, словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: игрушка мишка, набор геометрических фигур на каждого ребенка, тележка
с разными колесами, счетные палочки.
Ход НОД:
(Дети усаживаются на ковер вместе с
воспитателем. Перед детьми сидит мишка, а рядом с ним стоит тележка с разными
колесами).
- Ребята, посмотрите,
кто пришел к нам в гости, вы его узнали? Он просит помочь ему, мишка сделал
тележку, только вот тележка почему-то не едет и он не может понять почему.
Поможем, ребята, разобраться, почему же не едет тележка? Тогда давайте её
рассмотрим.
(Воспитатель показывает
тележку, у которой одно колесо круглое, а другое квадратное.)
- Посмотрите внимательно
на колеса. Какой они формы? Одинаковой или разной?
- Колеса разной формы, круглой и квадратной. А чтобы тележка поехала, какой
формы должны быть колеса? (Круглой.)
- Давайте вместо
квадратного колеса поставим круглое, чтобы наша тележка поехала. (Дети
совместно с воспитателем меняют колесо.)
- Мишка, а что это у тебя в тележке, можно посмотреть?
(Воспитатель достает
конверт с геометрическими фигурами и выкладывает их перед детьми. Затем берет
круг и показывает детям.)
- Ребята, какая это
геометрическая фигура? Правильно, это круг. Обведите по краям пальчиком.
Скажите, у круга есть углы? Стороны? Посмотрите, есть ли в нашей группе
предметы круглой формы? (Мяч, обруч, тарелка.)
-А теперь отложите в сторону круг и возьмите треугольник. Обведите
треугольник по сторонам пальчиком. Что у треугольника есть? (Углы.)
- Сколько углов у
треугольника? Давайте их сосчитаем. Есть ли в нашей группе предметы, похожие на
треугольник? (Нарисованная крыша у дома, пирамидка) Всё верно.
(Воспитатель достает
квадрат и показывает его детям.)
- А теперь отложите в сторону треугольник и возьмите такую же фигуру, как и у
меня. Как она называется? Обведите фигуру пальчиком и давайте вместе посчитаем
сколько углов у квадрата? Есть ли в нашей группе предметы квадратной
формы? (Стол, ковер.) Правильно.
- Сколько всего
геометрических фигур мы с вами посмотрели? Давайте сосчитаем фигуры.
- Ребята, мишка хочет
мне что-то сказать (Прикладывает игрушку к уху). Он хочет с вами поиграть,
вставайте все на ковер, в круг.
Мишка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Меду видно не нашел.
Чтобы мед нам тот достать,
Нужно на носочки встать.
- Ой, ребята, наши
геометрические фигуры заскучали. Давайте вернемся к ним. Положите перед собой
треугольник и квадрат. Сравним их. Чем похожи треугольник и квадрат? (У них
есть углы.)Чем они отличаются? (Если дети затрудняются, то воспитатель
говорит, что у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и
четыре стороны.)
- Сейчас положите перед собой квадрат и круг. Сравним их. Чем они отличаются? (У
квадрата есть четыре угла и четыре стороны, а круга нет углов и сторон.)
- Молодцы, еще у мишки
есть волшебные палочки. Из них можно выложить различные фигуры.(Воспитатель
выкладывает треугольник из трех палочек.) Что это за геометрическая
фигура? Попробуйте выложить точно такой же треугольник, как и у меня. Это,
ребята, треугольник.
- А теперь давайте
выложим квадрат. (Выкладывают квадрат)
- Ребята, вы все
молодцы! Давайте еще раз скажем мишке, какой формы должны быть колеса у
тележки? Благодаря вашей помощи мишка знает, почему тележка не ехала. Теперь он
сможет перевозить на этой тележке различные грузы. Он говорит всем еще раз
«спасибо» и прощается до следующей встречи.