Задачи:
- закрепить знания детей о жизни животных зимой:
где живут, чем питаются, расширять их знания о повадках лесных жителей;
- устанавливать простейшие причинно – следственные
связи о свойствах снега, делать выводы;
- формировать умение слушать ответы друг друга,
рассуждать;
- обогащать словарный запас («мышкует»);
- продолжать знакомить детей с повадками и
особенностями жизни диких животных (используя прием «Эмпатия» - Триз);
- учить детей выражать свою точку зрения.
- развивать у детей мышление (самостоятельно
выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам
модели для использования в игре);
- развивать у детей артистизм, умение передавать
текст в прозе;
- развивать любознательность, воображение,
память, кругозор.
- продолжать формировать у детей эмоционально –
доброжелательное отношение к живым существам;
- воспитывать любовь к природе, интерес к
животным, бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная
работа: Просмотр
мультимедиа – презентация о диких животных в зимнее время, оформление в группе
альбома «Дикие животные», рассматривание следов диких животных, отображение их
в продуктивной деятельности, беседа о повадках животных зимой, проведение
дидактической игры: «Кто где живет?», чтение рассказов о животных и птицах (Е.
Чарушин «Заяц», «Лиса», «Сова»), изготовление мышек из соленого теста,
проведение подвижной игры «Лиса и зайцы».
Последующая работа: Рассматривание иллюстраций с
зимним пейзажем, зимующими птицами и животными наших лесов, продолжать
знакомить с другими дикими животными (волк, лось, кабан, медведь), подобрать
книги и стихи о животных, просмотр видео «Животные нашего края», отображение
следов животных на песке в продуктивной деятельности.
Оформление: Группа оформлена в виде
зимнего леса:
1. Искусственная елка, на ней сидит белка
2. Сугроб из белой ткани (в центре емкость со
снегом)
3. Куст из веток под ним сидит заяц
4. Нора, в ней сидит лиса
5. Поваленное дерево
Ход
познавательной деятельности
1. Вхождение в игровую
ситуацию:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно
и скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Вы были, когда–нибудь в
зимнем лесу?
Различные ответы детей
Воспитатель: Хотите попасть в
заснеженный лес?
Дети: Хотим!
Игра: «Оденься» (имитация движений)
Воспитатель: Давайте тепло оденемся,
чтобы нам не простудиться, что нам нужно надеть, чтобы отправиться в лес?
Дети: Штаны, шапки, шубки,
валенки, рукавицы (дети одеваются)
Воспитатель: Готовы? Теперь мы можем
идти в лес.
Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Проложи другим дорогу
Очень долго мы шагали
И в лесу мы оказались.
Дети идут за воспитателем по залу под музыку
Вивальди из цикла «Времена года» (2 часть, «Зима») и приходят на снежную
полянку
2.
Опыт со снегом
Установление причинно-следственных связей
Воспитатель: Ветер дует, холодно,
посмотрите, елочка в снежной шубке стоит, какие сугробы в лесу намело, а снег
хотите потрогать? А снег можно есть? (ответы детей)
Дети подходят к сугробу (в нем тазики со
снегом), дети берут снег в руки и отвечают на вопросы:
Какой снег? (холодный, белый, пушистый, тает в
руках)
Почему он тает в наших руках? (если дети затрудняются
ответить воспитатель подводит детей к выводу, что от теплых рук тает холодный
снег)
Воспитатель: Почему у нас руки не
мерзнут на улице и остаются теплыми?
Дети: Наши руки теплые, потому
что мы одеваемся зимой тепло и не мерзнем, а бегаем, играем.
3.
Загадка о животных
Воспитатель: А как же дикие животные
живут в зимнее время? Хотите посмотреть, где и как зимуют животные в лесу?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Сначала нужно отгадать
загадки!
Кто на ветке шишки грыз
open.ru
И бросал объедки вниз
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет?
Найдите в лесу жилище белки.
Дети находят белку на «Снежной полянке»
4. Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке
Воспитатель: Ребята, а как выглядит белка в зимнее время
года?
Дети: Шубку рыжую белка зимой меняет на серую,
глазки у нее черные, веселые, зубы изогнутые, острые, цепкие коготки, красивый
пушистый хвост.
Воспитатель: Чем питается белка зимой?
Дети: Семенами шишек, сушеными грибами, орешками
и т. д.
Воспитатель: Где же белка берет еду? Почему она легко
находит шишки под снегом?
Дети высказывают свои предположения, воспитатель
подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по
запаху, сама спрятала и запомнила куда)
Воспитатель: Куда белка прячется в сильные морозы?
Дети: В гнездо, в дупло.
Воспитатель: Чем белка укрепляет свое дупло?
Дети предлагают свои варианты ответов, что может
найти белка в лесу для утепления дупла.
5. Прием «Эмпатия» - Триз
Воспитатель: А сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу
Арину в белку, а мы послушаем, что же она нам расскажет.
Арина: Я – белка, на зиму меняю свою шубку с
рыжей на серую – не так заметно. Я ловко прыгаю с ветки на ветку. Мой дом –
гнездо, но домиков у меня всегда несколько: для сна, для зимовки, для выведения
бельчат, много кладовых, где я держу свои запасы, а их у меня много: орехи,
грибы, ягоды. Зимой в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом,
спят несколько белок. Мои прыжки – это полет, управляемый пушистым хвостом. От
хищников спасаюсь, бегая по спирали вокруг ствола дерева.
6. Загадывание загадки
Вопрос провокация
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора.
Дети отгадывают загадку (заяц), находят нужное
животное на «Снежной полянке»
Воспитатель: А как заяц укрепляет свою нору?
Дети: У зайца нет норы!
7. Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце
Воспитатель:
- Скажите, как заяц готовится к зиме?
- Почему заяц меняет окраску на зиму?
- Как заяц спасается от врагов?
- Чем питается заяц зимой?
Дети отвечают на вопросы
8. Прием «Эмпатия» - Триз
Воспитатель: А сейчас я превращу Егора в зайца, и мы
послушаем как ему живется в зимнем лесу.
Егор: Я – заяц, еды зимой в лесу для меня
маловато, поэтому я подбираюсь к стогам сена и лакомлюсь им, иногда прихожу на
огороды и обгрызаю старые капустные кочерыжки. Могу погрызть стволы яблони.
Бывает, что в лесу скачу за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты, а я
терпеливо жду. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой - ветка обломилась и
воткнулась в снег, но я не боюсь, с удовольствием грызу обломки веток – подарок
лося.
Воспитатель – Спасибо тебе зайка за интересный
рассказ.
9. Физкультминутка Игра «Лиса и зайцы»
По лесной лужайке - зайки прыгают на полянке
Разбежались зайки
Вот какие зайки,
Зайки побегайки
Сели зайчики в кружок - приседают на корточки и
роют лапками
Роют зайки корешок
Вот какие зайки,
Зайки побегайки
Вот бежит лисичка - прибегает лисичка ищет
зайчиков
Рыжая сестричка бегает между ними, зайцы
прячутся,
Ищет где же зайки прикрываясь ладонями
Зайки побегайки.
Вот они! - лисичка находит и ловит зайчиков
Дети убегают.
10. Загадывание загадки
Беседа о лисе
Воспитатель: Есть у меня еще одна загадка:
Рыжий клубок за белым – скок
Кто это?
Дети: Лиса и заяц.
Воспитатель: Почему говорят: - Лиса, всему краса?
Дети: Из – за красивого меха, длинного и
пушистого хвоста.
Воспитатель: Как меняется лисий наряд к зиме?
Дети: Мех у лисы отрастает с середины лета и к
зиме становится густым и теплым.
Воспитатель: Как называется жилище лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Кто еще в норах живет?
Дети: В норках живут сурки, суслики, норки,
кроты, барсуки.
Воспитатель: А чем питается лиса зимой?
Дети: Лиса ест мышей, зайцев, птиц.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы посмотрим
видеофильм «Как мышкует лиса».
11. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса
с одновременным показом видеофильма.
Словарная работа
Воспитатель: Конечно, главным лисичкиным кормом
становится мыши – полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по
полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норках. Если учует плутовка
мышиный запах, то подкрадывается тихо – тихо, а потом высоко подпрыгивает,
громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами, а бедные мыши услышат грохот, в
ужасе выскакивают из норы, а лисичке того и надо. Когда лисичка охотится на
мышку, говорят, что она «мышкует». И что наша лисичка сейчас делала? Правильно
– «мышковала».
Дети закрепляют новое слово.
12. Подвижная игра с моделями «Кто где живет?»
Воспитатель: Ну вот мы с вами и увидели, где живут
звери, вспомнили чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть
со зверями в игру? - На полу лежат обручи, в центре обручей сидят по игрушке:
лиса, заяц, белка. Дети берут карточки – модели: оранжевый треугольник, серый
круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под
музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки
занимают свои домики. (Игру повторяем 2 раза).
13. Дидактическая игра: «Кто чем питается в лесу?»
Воспитатель: Устали, наверное, а вот и поваленное дерево
(скамейка), давайте присядем, отдохнем.
- На пенечке лежат предметы: шишки, веточки,
мышки; нужные предметы дети относят животным.
Девочки несут корм – белочкам, а мальчики –
зайчикам. Ничего не перепутали. Ой, ребята, а кто же у нас остался голодным?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Давайте все вместе покормим ее.
Дети относят лисе мышек.
14. Заключительный этап.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему
лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Чем она запомнилась Арине? Чем запомнилась
Диме? А Егору чем запомнилась? Как можно сказать, какая прогулка получилась?
Дети: Веселая, радостная, зимняя, интересная.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что вы
согласились пойти со мной в лес, не испугались мороза. Какое у вас настроение?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Давайте подарим нашим хорошее настроение
нашим гостям.
Дети сдувают настроение с ладони.
Воспитатель: Ой, ребята, заигрались мы в лесу, а ведь
нам пора возвращаться в детский сад.
- Тропинка змейкой под ногами
В детский сад вернемся с вами.
Дети под музыку Вивальди из цикла «Времена года»
(II часть, «Зима»)
Выходят из зала.