Конспект ООД по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес"

Задачи:

- закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются, расширять их знания о повадках лесных жителей;
- устанавливать простейшие причинно – следственные связи о свойствах снега, делать выводы;
- формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать;
- обогащать словарный запас («мышкует»);
- продолжать знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких животных (используя прием «Эмпатия» - Триз);
- учить детей выражать свою точку зрения.
- развивать у детей мышление (самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
- развивать у детей артистизм, умение передавать текст в прозе;
- развивать любознательность, воображение, память, кругозор.
- продолжать формировать у детей эмоционально – доброжелательное отношение к живым существам;
- воспитывать любовь к природе, интерес к животным, бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа: Просмотр мультимедиа – презентация о диких животных в зимнее время, оформление в группе альбома «Дикие животные», рассматривание следов диких животных, отображение их в продуктивной деятельности, беседа о повадках животных зимой, проведение дидактической игры: «Кто где живет?», чтение рассказов о животных и птицах (Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Сова»), изготовление мышек из соленого теста, проведение подвижной игры «Лиса и зайцы».
Последующая работа: Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, зимующими птицами и животными наших лесов, продолжать знакомить с другими дикими животными (волк, лось, кабан, медведь), подобрать книги и стихи о животных, просмотр видео «Животные нашего края», отображение следов животных на песке в продуктивной деятельности.
Оформление: Группа оформлена в виде зимнего леса:
1. Искусственная елка, на ней сидит белка
2. Сугроб из белой ткани (в центре емкость со снегом)
3. Куст из веток под ним сидит заяц
4. Нора, в ней сидит лиса
5. Поваленное дерево

Ход познавательной деятельности

1. Вхождение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Вы были, когда–нибудь в зимнем лесу?
Различные ответы детей
Воспитатель: Хотите попасть в заснеженный лес?
Дети: Хотим!
Игра: «Оденься» (имитация движений)
Воспитатель: Давайте тепло оденемся, чтобы нам не простудиться, что нам нужно надеть, чтобы отправиться в лес?
Дети: Штаны, шапки, шубки, валенки, рукавицы (дети одеваются)
Воспитатель: Готовы? Теперь мы можем идти в лес.
Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Проложи другим дорогу
Очень долго мы шагали
И в лесу мы оказались.

Дети идут за воспитателем по залу под музыку Вивальди из цикла «Времена года» (2 часть, «Зима») и приходят на снежную полянку

2. Опыт со снегом
Установление причинно-следственных связей
Воспитатель: Ветер дует, холодно, посмотрите, елочка в снежной шубке стоит, какие сугробы в лесу намело, а снег хотите потрогать? А снег можно есть? (ответы детей)
Дети подходят к сугробу (в нем тазики со снегом), дети берут снег в руки и отвечают на вопросы:
Какой снег? (холодный, белый, пушистый, тает в руках)
Почему он тает в наших руках? (если дети затрудняются ответить воспитатель подводит детей к выводу, что от теплых рук тает холодный снег)
Воспитатель: Почему у нас руки не мерзнут на улице и остаются теплыми?
Дети: Наши руки теплые, потому что мы одеваемся зимой тепло и не мерзнем, а бегаем, играем.

3. Загадка о животных
Воспитатель: А как же дикие животные живут в зимнее время? Хотите посмотреть, где и как зимуют животные в лесу?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Сначала нужно отгадать загадки!
Кто на ветке шишки грыз

open.ru

И бросал объедки вниз
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет?
Найдите в лесу жилище белки.
Дети находят белку на «Снежной полянке»

4. Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке
Воспитатель: Ребята, а как выглядит белка в зимнее время года?
Дети: Шубку рыжую белка зимой меняет на серую, глазки у нее черные, веселые, зубы изогнутые, острые, цепкие коготки, красивый пушистый хвост.
Воспитатель: Чем питается белка зимой?
Дети: Семенами шишек, сушеными грибами, орешками и т. д.
Воспитатель: Где же белка берет еду? Почему она легко находит шишки под снегом?
Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, сама спрятала и запомнила куда)
Воспитатель: Куда белка прячется в сильные морозы?
Дети: В гнездо, в дупло.
Воспитатель: Чем белка укрепляет свое дупло?
Дети предлагают свои варианты ответов, что может найти белка в лесу для утепления дупла.

5. Прием «Эмпатия» - Триз
Воспитатель: А сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу Арину в белку, а мы послушаем, что же она нам расскажет.
Арина: Я – белка, на зиму меняю свою шубку с рыжей на серую – не так заметно. Я ловко прыгаю с ветки на ветку. Мой дом – гнездо, но домиков у меня всегда несколько: для сна, для зимовки, для выведения бельчат, много кладовых, где я держу свои запасы, а их у меня много: орехи, грибы, ягоды. Зимой в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом, спят несколько белок. Мои прыжки – это полет, управляемый пушистым хвостом. От хищников спасаюсь, бегая по спирали вокруг ствола дерева.

6. Загадывание загадки
Вопрос провокация
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора.
Дети отгадывают загадку (заяц), находят нужное животное на «Снежной полянке»
Воспитатель: А как заяц укрепляет свою нору?
Дети: У зайца нет норы!

7. Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце
Воспитатель:
- Скажите, как заяц готовится к зиме?
- Почему заяц меняет окраску на зиму?
- Как заяц спасается от врагов?
- Чем питается заяц зимой?
Дети отвечают на вопросы

8. Прием «Эмпатия» - Триз
Воспитатель: А сейчас я превращу Егора в зайца, и мы послушаем как ему живется в зимнем лесу.
Егор: Я – заяц, еды зимой в лесу для меня маловато, поэтому я подбираюсь к стогам сена и лакомлюсь им, иногда прихожу на огороды и обгрызаю старые капустные кочерыжки. Могу погрызть стволы яблони. Бывает, что в лесу скачу за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты, а я терпеливо жду. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой - ветка обломилась и воткнулась в снег, но я не боюсь, с удовольствием грызу обломки веток – подарок лося.
Воспитатель – Спасибо тебе зайка за интересный рассказ.

9. Физкультминутка Игра «Лиса и зайцы»
По лесной лужайке - зайки прыгают на полянке
Разбежались зайки
Вот какие зайки,
Зайки побегайки

Сели зайчики в кружок - приседают на корточки и роют лапками
Роют зайки корешок
Вот какие зайки,
Зайки побегайки

Вот бежит лисичка - прибегает лисичка ищет зайчиков
Рыжая сестричка бегает между ними, зайцы прячутся,
Ищет где же зайки прикрываясь ладонями
Зайки побегайки.
Вот они! - лисичка находит и ловит зайчиков
Дети убегают.
10. Загадывание загадки
Беседа о лисе
Воспитатель: Есть у меня еще одна загадка:
Рыжий клубок за белым – скок
Кто это?
Дети: Лиса и заяц.
Воспитатель: Почему говорят: - Лиса, всему краса?
Дети: Из – за красивого меха, длинного и пушистого хвоста.
Воспитатель: Как меняется лисий наряд к зиме?
Дети: Мех у лисы отрастает с середины лета и к зиме становится густым и теплым.
Воспитатель: Как называется жилище лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Кто еще в норах живет?
Дети: В норках живут сурки, суслики, норки, кроты, барсуки.
Воспитатель: А чем питается лиса зимой?
Дети: Лиса ест мышей, зайцев, птиц.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы посмотрим видеофильм «Как мышкует лиса».
11. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса с одновременным показом видеофильма.

Словарная работа
Воспитатель: Конечно, главным лисичкиным кормом становится мыши – полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норках. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо – тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами, а бедные мыши услышат грохот, в ужасе выскакивают из норы, а лисичке того и надо. Когда лисичка охотится на мышку, говорят, что она «мышкует». И что наша лисичка сейчас делала? Правильно – «мышковала».
Дети закрепляют новое слово.

12. Подвижная игра с моделями «Кто где живет?»
Воспитатель: Ну вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверями в игру? - На полу лежат обручи, в центре обручей сидят по игрушке: лиса, заяц, белка. Дети берут карточки – модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки занимают свои домики. (Игру повторяем 2 раза).

13. Дидактическая игра: «Кто чем питается в лесу?»
Воспитатель: Устали, наверное, а вот и поваленное дерево (скамейка), давайте присядем, отдохнем.
- На пенечке лежат предметы: шишки, веточки, мышки; нужные предметы дети относят животным.
Девочки несут корм – белочкам, а мальчики – зайчикам. Ничего не перепутали. Ой, ребята, а кто же у нас остался голодным?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Давайте все вместе покормим ее.
Дети относят лисе мышек.

14. Заключительный этап.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Чем она запомнилась Арине? Чем запомнилась Диме? А Егору чем запомнилась? Как можно сказать, какая прогулка получилась?
Дети: Веселая, радостная, зимняя, интересная.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что вы согласились пойти со мной в лес, не испугались мороза. Какое у вас настроение?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Давайте подарим нашим хорошее настроение нашим гостям.
Дети сдувают настроение с ладони.
Воспитатель: Ой, ребята, заигрались мы в лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад.
- Тропинка змейкой под ногами
В детский сад вернемся с вами.
Дети под музыку Вивальди из цикла «Времена года» (II часть, «Зима»)
Выходят из зала.