НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ
Цель занятия в детском саду — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи занятия в детском саду:
Знакомство с понятием «магнит».
Формирование представлений о свойствах магнита.
Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Материал и оборудование:
- посылка, презентация «Электронное послание от Фиксиков» ;
– на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, скрепки, скотч;
– таблица-схема для занесения результатов эксперимента (см. приложение); видеописьмо от Симки (м/ф «Фиксики»)
П/содержание: Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями, и свойствами. Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность-отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту). Развивать мыслительные операции, умение делать выводы. Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.
Материал: магниты по количеству детей, канцелярские скрепки, болтики, заколки, монетки, стакан с водой для каждого ребенка, картон, счетные палочки.
1. Организационный момент
Педагог: — Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
2. Все ли притягивают магниты?
Опыт с различными предметами
Оборудование (на каждого ребенка или на пару):
плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
деревянный карандаш,
пластмассовая пуговица,
металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
бумажный кораблик,
маленький магнит.
Ход занятия:
Добро пожаловать в нашу лабораторию!
Мне на электронную почту пришло очень интересное письмо! А вот от кого?! Попробуйте догадаться!
Включается монитор, и на экране открывается презентация:
1. «У нас случилась неприятность. Кусачка стащила у нас все металлические детали перепутала и сложила вместе с пластмассовыми, резиновыми и деревянными под кровать.
Нам самим не справиться, а Димдимыч уехал с родителями в путешествие. Помогите нам, пожалуйста разобрать их!»
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?
Дети: Выбрать все металлические детали.
Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали от остальных?
Дети: Что бы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
«Вот перед вами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит».
- Что мы знаем о свойствах магнита?
- Как эти свойства можно проверить?
Вот мы и сейчас проверим. « Важное дело – Эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент».
Дети берут магниты и самостоятельно извлекают с его помощью из коробки железные предметы.
- Как называются предметы, притягиваемые магнитом?
- Из какого материала сделаны эти предметы?
- Что осталось в коробочке, почему?
А для того чтобы мы запомнили хорошо и ещё другим рассказали, давайте запишем наши результаты.
РЕЗИНА -
ДЕРЕВО -
ЖЕЛЕЗО +
ПЛАСТМАССА -
БУМАГА -
Вывод: Магнит притягивает железные предметы.
Молодцы, вы справились!
Опыт 1
Дети проводят магнитом над предметами на столе, и металлические детали притягиваются.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные предметы.
Опыт2
-Ребята, а вы знаете, как достать металлический предмет со дна стакана, не замочив руки? Сейчас мы попробуем это сделать.
Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Вывод: Итак, магнит действует через воду.
Опыт3
«Волшебный магнит». На картоне монетка, под ним магнит. Дети двигают магнит, монетка тоже движется
Вывод: Магнит действует через картон.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Притягивает не притягивает».
Игра проводится по подобию «Съедобное не съедобное» .
А вот еще одно сообщение от Симки и Нолика!
Просматривается следующий слайд.
6. Почему иногда два магнита отталкиваются?
Опыт № 1
Оборудование (на каждого ребенка или на пару):
два маленьких мебельных магнита.
Ход опыта:
Поднести два магнита друг к другу.
Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
Опыт № 2
Оборудование (на каждого ребенка или на пару):
пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.
Ход опыта:
Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.
Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Итог
1. Магниты притягивают металлические предметы.
2. Магнит действует через воду.
3. Магнит действует через картон.
-Да, ребята, свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы еще не раз убедимс
Что ж, давайте соберем карты фиксации наших опытов и рисунок нашего театра в конверт. И оставим на видном месте.
Спасибо, ребята, за сотрудничество!
8. Окончание занятия в детском саду
Педагог: - Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.
Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.
Педагог: - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинку.