-Консультация для педагогов "Роль мелкой моторики в дошкольном воспитании"

Тема: «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей».

 

Пальчиковая гимнастика для малышей.

Цель: познакомить родителей с методами и приемами развития мелкой моторики; с теоретической частью для осознанного включения родителей в педагогич. процесс.

Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующим его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции центральной нервной системы. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, развивают речь детей. Таким образом, целенаправленный и систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом являются естественным средством развития речи ребенка.

Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?

- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;

- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;

- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

- При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями;

- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;

- Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории;

- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

Как проводить пальчиковую гимнастику?

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

- Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

- «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход», он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река», росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

-Игровые задания должны постепенно усложняться.

-Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.

-Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера) .

- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует.

- Недопустимо переутомление ребенка в игре.

Мы рекомендуем такие игры:

-Игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это) ; «Горячее-холодное»; «Мокрое-сухое».

-Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие) .

-Игры с пластилином.

-Игры с бумагой: «снежинки»( 1-нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-скатать шарики из бумаги) ; «Складывание из бумаги».

-Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик… », «Расскажи стихи руками».

-Игры на выкладывание: «Составление целого из частей»- разрезные картинки( 2 части, кубики мозаика.

Перспектива:

Развитие мелкой моторики через народные пальчиковые игры способствует гармоничному развитию ребенка как художественно-эстетической, социально-личностной, так и познавательно- речевой сфере.