Тема: «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей».
Пальчиковая
гимнастика для малышей.
Цель: познакомить родителей с методами и приемами развития
мелкой моторики; с теоретической частью для осознанного включения родителей в
педагогич. процесс.
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику
детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов
придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой
центр мозга дополнительную энергию, способствующим его формированию. Чем
совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Работы В. М.
Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции центральной нервной
системы. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не
только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, развивают речь
детей. Таким образом, целенаправленный и систематический курс двигательных
упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом
являются естественным средством развития речи ребенка.
Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной
деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно
его распределять;
- При выполнении упражнений с сопровождением их
стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой,
усиливается контроль над выполняемыми движениями;
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать
определенные положения рук и последовательность движений;
- Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев
упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории;
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение
навыков письма.
Как проводить пальчиковую гимнастику?
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите,
чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и
правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите
малышу или научите его помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не
предусмотрено участие обеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя
одновременно.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять
следующие игровые задания:
- Запоминать и повторять серию движений по словесной
инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
- «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала
Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем
«речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке
проплыл пароход (упражнение «пароход», он сильно гудел, и рыбка испугалась и
уплыла. А на берегу реки («река», росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
-Игровые задания должны постепенно усложняться.
-Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет
играть.
-Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь
переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера) .
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если
ребенок неважно себя чувствует.
- Недопустимо переутомление ребенка в игре.
Мы рекомендуем такие игры:
-Игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек»
(ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на
ощупь определяет, что это) ; «Горячее-холодное»; «Мокрое-сухое».
-Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку»,
«Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и
нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие) .
-Игры с пластилином.
-Игры с бумагой: «снежинки»( 1-нарвать бумагу на мелкие
кусочки; 2-скатать шарики из бумаги) ; «Складывание из бумаги».
-Фольклорные
пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик… », «Расскажи стихи
руками».
-Игры на выкладывание: «Составление целого из частей»-
разрезные картинки( 2 части, кубики мозаика.
Перспектива:
Развитие мелкой моторики через народные пальчиковые игры
способствует гармоничному развитию ребенка как художественно-эстетической,
социально-личностной, так и познавательно- речевой сфере.