"Береги природу"

Программное содержание.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание художественных произведений, формировать чувство ответственности за сохранение приро­ды, вызвать стремление к защите растений.

Подвести к выводу, что мы - люди являемся частью Природы, пробудить чувство сострадания к обитателям природы.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивать у детей чувство прекрасного.

 

Материал: иллюстрации с изображением цветущей черёмухи и черёмухи в ягодах, цветущего луга, лекарственных растений, баночки с засушенными лекарственными травами.

 

Ход:

- Ребята, что такое природа? (Ответы детей).

- Мир природы - это растения, животные, птицы, воздух, вода, всё, что нас окружает. Он такой разнообразный и неповторимый. Многие поэты и писатели очень любят природу и свою любовь передают через художественные произведения.

Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко:

 

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

 

- Ребята, как в стихотворении называется огромный дом, в котором живём и мы, и птицы, и дождь?

- Правильно, наш общий дом - Природа. Мир природы огромный.

Сейчас послушайте ещё одно стихотворение.

 

- Берегите Землю,

Землю берегите!

Берегите жаворонка.

В голубом зените.

- Берегите горы,

Реки и леса,

Пусть не исчезает.

В жизни красота!

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

 

- Согласны ли вы с этимстихотворением?

- Как вы думаете, ребята, может ли человек прожить на Земле один? Без птиц, животных, рыб. Конечно же, нет.

- Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Для чего человеку нужен воздух? (Воздух нужен человеку для дыхания.) Без воды немыслимо существование всех живых существ.

И мы, люди, должны любить и беречь свой огромный дом-Природу. Человек живёт в природе. А как вы думаете, всегда ли человек бережёт природу?

 

Физминутка

Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок

 И сорву ромашку? (Плохо)

 Если съем я пирожок

 И выброшу бумажку? (Плохо)

 Если хлебушка кусок

 На пеньке оставлю? (Хорошо)

 Если ветку подвяжу

 Колышек поставлю? (Хорошо)

 Если сильно насорю

 И убрать забуду? (Плохо)

 Если мусор уберу,

 Банку закопаю? (Хорошо)

 Я люблю свою природу,

 Я ей помогаю! (хорошо)

 

Послушайте, что услышал писатель Эдуард Шим от черёмухи и от её имени написал письмо, которое так и называется «Черёмуха».

 

«Черёмуха» — сказка Эдуарда Шима о природе

 

Очень я, Черёмуха, на людей обижаюсь…

По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою — как невеста… Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!

А люди — ломать меня.

По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят — вот уж и осыпались… А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!

Поспеют летом черные ягоды, — опять люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают…

Этакий сорванец на ветке качается, приятелей зовёт:

— Эгей! Сюда!..

Ну, я на хитрость пустилась.

Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.

Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

Ну, и поделом тебе.

Ступай домой да помалкивай.

 

(Рассказ сопровождаю иллюстрациями, на которых изображена цветущая черёмуха и черёмуха в ягодах.)

- Ребята, жалко вам черёмуху? И мне жалко. А как вы думаете, человек обламывая ветки черёмухи с цветами и ягодами, уничтожает только красоту или ещё что-то? (На обломках ветках не будет цветов и ягод).

-Что вы можете сказать деревьям, которые страдают от людей из-за своих красивых цветов и вкусных плодов? Как помочь им? (Ответы детей).

-А вы знаете, что много приходиться пережить дереву, пока оно растёт: это и морозы, и жара. Но больше всех они страдают от людей, которые ломают их ветки.

-А деревья молчат, всё терпят и продолжают радовать нас своей красотой. А теперь представьте, что деревья могут разговаривать. Как вы думаете, что бы они сказали нам людям?

Давайте с вами поиграем

 

Психогимнастика «Зёрнышко».

 

-Присядьте и закройте глазки.

Представьте, что ты - маленькое зёрнышко.

Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх (головки подняли), земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнце нежно потянуло тебя вверх.

Тёплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону (дети качают головками). Тебе захотелось расправить свои молодые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти всё выше и выше (дети приподнимаются). И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. И ты был счастлив, что живёшь на этой земле, пьёшь дождевую воду, вдыхаешь свежий воздух, греешься в лучах тёплого солнца.

 

- Вам понравилось быть живым зёрнышком?

- Чтобы из маленького зёрнышка выросло большое красивое дерево, нужно очень-очень много времени. Есть даже такая пословица:

 «Сломать дерево недолго, вырастить года».

 

Предлагаю поиграть в дидактическую игру.

 

Игра «Угадай дерево».

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: лиственное или хвойное. Ребёнок, поймавший мяч, называет дерево.

 

Дети садятся.

Показываю детям иллюстрации, на которых изображены: цветущий луг, лесные цветы.

- Посмотрите, как красиво, когда расцветают цветы. Но придя в лес, на луг, люди сразу срывают цветы, безжалостно рвут их и делают огромные букеты и не задумываются о том, что они очень скоро завянут и их выбросят.

Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая. (Читает ребёнок).

 

«Разговор с пчелой».

 

Меня ужалила пчела,

Я закричал: «Как ты могла?

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно, нуж-жен,

Я берегла его на уж-жин!»

 

- Что находится внутри цветов? Именно за нектаром прилетают разные насекомые к цветам.

- Каких насекомых вы знаете? А если мы сорвём цветок, мы можем оставить без ужина насекомых?

Ребята, как вы думаете, чем ещё привлекают цветы насекомых?

- Правильно, цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Мы тоже с вами любим вдыхать аромат цветов и трав.

Ребята, конечно нужно беречь природу, ведь она щедро делится с нами своими богатствами и одно из этих — богатств- это лекарственные растения.

- Раньше давным-давно лекарств на свете не было. И люди лечились с помощью трав.

- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать «Лекарственные растения».

 

Не огонь, а жжётся. (Крапива).(СЛАЙД) Кто знает, чем она полезна?

 

Стоит в поле цветок-Жёлтый глазок

Белые реснички. (Ромашка).

 

Он сорняк, он цветок,

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник) (СЛАЙД)

 

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел) (СЛАЙД)

 

Стоит в поле кудряшка -

Белая рубашка

Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка) (СЛАЙД)

 

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты) (СЛАЙД)

 

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик) (СЛАЙД)

 

 - Ребята, а знаете ли вы ещё какие – ни будь лекарственные растения?

 

- Посмотрите на цветущий луг. (СЛАЙД)

А теперь представьте, что на лугу нет ни одного цветочка. Как будет выглядеть луг?

- Не нужно рвать цветы. Можно лишь нежно дотронуться до них и полюбоваться. Послушайте, что предлагает поэт С. Вургун:

 

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «Здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А, чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 

- Природа-наш друг. Она дарит нам красоту, радость и здоровье.

- Ребята вы любите природу? Что означает по-вашему любить природу? (Ответы детей). Это значит вы должны её беречь! Заботиться о ней! Помогать!

- Как помогать природе? Знаете ли правила поведения в лесу. (работа с карточками)

1. Не ловите бабочек и стрекоз

2. Нельзя разорять муравейники

3. Не шумите в лесу

4. Не повреждайте кору деревьев. (Не вырезайте надписи на деревьях)

5. Нельзя брать яйца из гнёзд.

6. Не разводите костёр в лесу.

7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.

8. Не оставляйте мусор в лесу.

9. Не бей стекло в лесу.

10. Не забирай из леса домой животных.

 

- Чтобы любить природу, вы должны быть её защитниками, вы должны быть добрыми. А быть добрыми помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, цветам, бабочкам, зверям, птицам-нашей природе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

Познакомить с правилами поведения  на природе.

Способствовать формированию знаний воспитанников по экологии.

Способствовать воспитанию любви к родной природе.

Оборудование:

Плакаты «Лес - наше богатство», «Берегите лес!»

Таблички с экологическими знаками.

Орг. момент.

 Здравствуйте ,уважаемые дети!

Мы уже не раз говорили  об охране природы, а сегодня продолжаем тему наших занятий.

Чтобы определить тему занятия, вы должны ответить на вопрос: «О чём просит поэт человека в стихотворении?».

Взгляни на глобус – шар земной – (Слайд 1)

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!» (Слайд 2)

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег: (Слайд 3)

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

«Ты береги нас, береги!» (Слайд 4)

Е. Шклавской.

- О чём говорит поэт в этом стихотворении?

Ответы детей.

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия

Правильно, сегодня наше занятие называется «Берегите природу» (Слайд 5)

Сейчас  Семён нам прочитает стихотворение.

- Берегите Землю,

Землю берегите!

Берегите жаворонка.

В голубом зените.

- Берегите горы,

Реки и леса,

Пусть не исчезает.

В жизни красота!

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

- Согласны ли вы с этими стихотворениями?

- Сейчас я вам буду называть ситуации, а вы мне скажите, как вы поступите.

1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши действия. (слайд)

2. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ваши действия. (слайд)

3. Вы увидели, что на берегу у реки мужчина моет машину. Ваши действия. (слайд)

4. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Ваши действия. (слайд)

- Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой  долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому.

Физ.минутка.

Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок

 И сорву ромашку? (Плохо)

 Если съем я пирожок

 И выброшу бумажку? (Плохо)

 Если хлебушка кусок

 На пеньке оставлю? (Хорошо)

 Если ветку подвяжу

 Колышек поставлю? (Хорошо)

 Если сильно насорю

 И убрать забуду? (Плохо)

 Если мусор уберу,

 Банку закопаю? (Хорошо)

 Я люблю свою природу,

 Я ей помогаю! (хорошо)

« Давайте будем беречь природу,

 Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду ее никому не дадим.

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам всем с вами!»

Ребята, конечно нужно беречь природу, ведь она щедро делится с нами своими богатствами и одно из этих богатств- это лекарственные растения.

- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать «Лекарственные растения»

     Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)  (СЛАЙД)

 

Он сорняк, он цветок,

 Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник) (СЛАЙД)

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел) (СЛАЙД)

   Стоит в поле кудряшка -

   Белая рубашка

     Сердечко золотое,      

Что это такое? (Ромашка) (СЛАЙД)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты) (СЛАЙД)

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

 - Ребята, а знаете ли вы ещё какие – нибудь  лекарственные растения?

- Ребята, лекарственные растения вы знаете хорошо ,а знаете ли правила поведения в лесу. (работа с карточками)

1. Не ловите бабочек и стрекоз

2. Нельзя разорять муравейники

3. Не шумите в лесу

4. Не повреждайте кору деревьев. (Не вырезайте надписи на деревьях)

 5. Нельзя брать яйца из гнёзд.

 6. Не разводите костёр в лесу.

7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.

8. Не оставляйте мусор в лесу.

9. Не бей стекло в лесу.

10. Не забирай из леса домой животных.

Ребята, нам пришло сообщение, это сигнал sos. Послушайте , что говорит эта березка.

Береза: Ребята,за что же люди  меня обидели? Я так старалась  порадовать их :

в жаркий день спрятать в тени, напоить березовым соком. Мои березовые листочки  и  почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки радуют глаз своей красотой. А люди за это обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а ещё и подожгли его. Ох,ох,ох… (Слайд с записью голоса берёзки)

Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы можем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес, ведь это чистый воздух и наше здоровье. А для нашей берёзки давайте нарисуем подарки (дети по очереди дарят березки подарки, объясняя их значение.

Птица- она будет другом и спасёт от гусениц; солнышко будет согревать;

капелька воды напоит и умоет; дождевой червячок сделает землю плодородной.

Дети складывают подарки в волшебный сундучок и они появляются на слайде с березкой.

Береза: спасибо вам ,добрые дети за подарки и научите других помогать природе.

- Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озёра и не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыб. Не, разоряйте птичьи гнёзда, не убивайте зверей.

И мне хочется закончить занятие такими словами:

Дети читают стихотворения.

Дерево, цветок, трава и птица,

Не всегда умеют защититься.          

Если будут уничтожены они,

На планет мы останемся одни.

На планете год от года

 Человек вредит природе.

 И не понял он, чудак,

 Что природа – не пустяк!

 Он привык всё покорять,

 Но не может он понять:

 Коль беречь её не будет,

 Всё живое он погубит!

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса,

Мы хотим, чтоб солнце горело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной

Колючий ежик!

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!