Методические рекомендации по реализации
республиканского образовательно-туристического
проекта
«По родному краю с рюкзаком шагаю»
Образовательно-туристический проект «По родному краю с
рюкзаком шагаю» направлен на реализацию приоритетной задачи РФ (Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) в сфере
воспитания детей – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой
к мирному созиданию и защите Родины.
Проект
реализуется с использованием разнообразных форм работы с детьми, с педагогами,
родителями и социумом, в т.ч. с использованием дистанционных технологий
воспитания и обучения.
В
реализации проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» принимают участие дошкольные
образовательные организации.
Участниками проекта являются воспитанники старшего
дошкольного возраста (5-7 лет).
Проект
«По родному краю с рюкзаком шагаю» направлен в первую очередь на развитие
социального партнерства, конструктивного взаимодействия дошкольных образовательных
организаций в сфере туризма, обеспечение возможностей для удовлетворения
потребностей дошкольников в познании родного края.
В
то же время он связан с разработкой и внедрением моделей
социально-образовательного туризма, способствующего созданию условий для
ценностного, созидательного отношения дошкольников к родному краю на основе
эффективного использования местного природного, человеческого и
этнографического ресурса.
Задача
педагогов – формирование у дошкольников ценностного отношения к малой Родине,
природе, человеку, культуре родного края, воспитание в детях патриотизма и
активной жизненной позиции.
В
работе с детьми старшего дошкольного возраста используются: наглядные,
словесные, практические и игровые методы и приемы.
Основной
формой организации детской деятельности являются экскурсии. Эффективность
экскурсий к культурным объектам, социальным центрам напрямую зависит от
соблюдения санитарно-гигиенических условий и учета возрастных психолого-педагогических
особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Прогулка,
экскурсии за пределы дошкольной организации требует тщательной подготовки.
Важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей.
Накануне выхода детей за пределы территории дошкольной образовательной
организации к намеченному объекту необходимо обязательно подсчитать его
дальность, определить его продолжительность, обследовать дорогу.
Наиболее
эффективным временем при организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста
является время с 9.00 до 12.00–12.30. Либо вечернее время после дневного сна.
Продолжительность
экскурсии, а также протяжённость маршрута могут варьироваться, в зависимости от
здоровья и подготовленности детей.
В
туристической прогулке в летний период к объектам культурного наследия,
культурным центрам особенно важно соблюдение питьевого режима.
Объектами
для изучения становятся как культурные, так и социальные объекты:
-
библиотеки, музеи, выставки, памятные доски на домах, памятники историческим
личностям, поэтам, ученым, или воинам;
-
централизованные музеи и музеи при школах, домах культуры или больницах;
-
творческие выставки мастеров, народных умельцев или просто людей, увлеченно
занимающихся каким-либо делом;
-
природные парки, массивы, экологические объекты.
Рекомендуем при реализации проекта придерживаться
примерного алгоритма:
1. Подготовка нормативно-методической базы, локальных актов
внутри каждого образовательного учреждения (приказы о выходах, об ответственных
за безопасность и тд.).
2. Создание баннера
на сайте ДОО, где размещается паспорт проекта, план реализации на учебный
год, отчет о выполнении и фотоотчет о самых интересных мероприятиях в рамках
проекта.
3. Составление карт
ближайшего окружения. Это может быть Гугл или Яндекс карта с нанесенными
социальными, историческими, культурными объектами, в пешей доступности для
детей дошкольного возраста. (Приложение 1).
4. Разработка
экскурсионных образовательных маршрутов от детского сада до объекта.
(Приложение 2). Их может быть несколько, в зависимости от количества
необходимых вам объектов. Учитываем расстояние, время в пути и на карте
показываем наиболее безопасный для детей маршрут.
5. Разработка карточки объекта с яркой четкой крупной
картинкой в качестве демонстрационного материала и на обратной стороне - в
доступной для дошкольников форме рассказ об этом объекте. (Приложение 3).
6. Если в
окружении имеются музеи, выставочные залы- возможно разработать циклы бесед с
детьми «Живые уроки для дошколят», проводимых на базе музеев и около
памятников.
7. Если
запланированы образовательные маршруты с участием родителей в парки, лесные
массивы или через лесопосадки, необходимо предусмотреть туристические стоянки с
постановкой туристических палаток, беседы о бережном отношении к объектам
природы, о пользе и вреде огня в лесу, показом способов выкладывания дров для
костра. Обязательно предусмотреть подвижные и спортивные игры на природе,
аттракционы и другие массовые забавы.
8. При
проведении выходов за пределы учреждения обеспечить безопасность детей и
взрослых с соблюдением всех нормативов.
9. Строго соблюдать санитарно-гигиенические требования, обеспечить
питьевой режим, наличие головных уборов и предметов первой необходимости в лесу
и на водоемах.
Успешная
реализация проекта возможна только при тесном взаимодействии с родителями и
социальными партнерами.
В
рамках проекта в течение года предусмотрены разнообразные формы работы не
только с детьми, но и с родителями – это:
-
разработка буклетов, плакатов и других презентационных материалов для
распространения среди родителей и коллег;
-
проведение методических мероприятий по развитию туризма среди детей дошкольного
возраста (конференций, консультаций, семинаров, методических объединений,
круглых столов и т.д.);
-
участие в выездных конференциях, форумах, семинарах по развитию туризма на
уровне города, республики и страны;
-
туристический слет для дошколят;
-
туристический слет педагогических работников, проводимый совместно с профсоюзом
образования и другие активные формы.
Настроение,
самочувствие детей, их впечатления являются главными критериями оценки
проведенного мероприятия.
Если
дети обсуждают увиденное, значит, экскурсия была удачной. Впечатления о
проведенном мероприятии отражаются на сайте ДОО, здесь можно разместить
фоторепортажи, видеозарисовки и др.
По
окончании маршрута обязательно закрепить с детьми впечатления через
художественно-изобразительную, музыкальную или любую другую творческую
деятельность. Прекрасным завершением станет выставка рисунков или фотографий о
совместно проведенном мероприятии.