Методические рекомендации по реализации республиканского образовательно-туристического проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю»

                                               Методические рекомендации по реализации  

республиканского образовательно-туристического проекта

«По родному краю с рюкзаком шагаю»

 

Образовательно-туристический проект «По родному краю с рюкзаком шагаю» направлен на реализацию приоритетной задачи РФ (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Проект реализуется с использованием разнообразных форм работы с детьми, с педагогами, родителями и социумом, в т.ч. с использованием дистанционных технологий воспитания и обучения.

В реализации проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» принимают участие дошкольные образовательные организации.

Участниками проекта являются воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Проект «По родному краю с рюкзаком шагаю» направлен в первую очередь на развитие социального партнерства, конструктивного взаимодействия дошкольных образовательных организаций в сфере туризма, обеспечение возможностей для удовлетворения потребностей дошкольников в познании родного края.

В то же время он связан с разработкой и внедрением моделей социально-образовательного туризма, способствующего созданию условий для ценностного, созидательного отношения дошкольников к родному краю на основе эффективного использования местного природного, человеческого и этнографического ресурса.

Задача педагогов – формирование у дошкольников ценностного отношения к малой Родине, природе, человеку, культуре родного края, воспитание в детях патриотизма и активной жизненной позиции.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются: наглядные, словесные, практические и игровые методы и приемы.

Основной формой организации детской деятельности являются экскурсии. Эффективность экскурсий к культурным объектам, социальным центрам напрямую зависит от соблюдения санитарно-гигиенических условий и учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Прогулка, экскурсии за пределы дошкольной организации требует тщательной подготовки. Важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей. Накануне выхода детей за пределы территории дошкольной образовательной организации к намеченному объекту необходимо обязательно подсчитать его дальность, определить его продолжительность, обследовать дорогу.

Наиболее эффективным временем при организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста является время с 9.00 до 12.00–12.30. Либо вечернее время после дневного сна.

Продолжительность экскурсии, а также протяжённость маршрута могут варьироваться, в зависимости от здоровья и подготовленности детей.

В туристической прогулке в летний период к объектам культурного наследия, культурным центрам особенно важно соблюдение питьевого режима.

Объектами для изучения становятся как культурные, так и социальные объекты:

- библиотеки, музеи, выставки, памятные доски на домах, памятники историческим личностям, поэтам, ученым, или воинам;

- централизованные музеи и музеи при школах, домах культуры или больницах;

- творческие выставки мастеров, народных умельцев или просто людей, увлеченно занимающихся каким-либо делом;

- природные парки, массивы, экологические объекты.

Рекомендуем при реализации проекта придерживаться примерного алгоритма:

1. Подготовка нормативно-методической базы, локальных актов внутри каждого образовательного учреждения (приказы о выходах, об ответственных за безопасность и тд.).

2. Создание баннера на сайте ДОО, где размещается паспорт проекта, план реализации на учебный год, отчет о выполнении и фотоотчет о самых интересных мероприятиях в рамках проекта.

3. Составление карт ближайшего окружения. Это может быть Гугл или Яндекс карта с нанесенными социальными, историческими, культурными объектами, в пешей доступности для детей дошкольного возраста. (Приложение 1).

4. Разработка экскурсионных образовательных маршрутов от детского сада до объекта. (Приложение 2). Их может быть несколько, в зависимости от количества необходимых вам объектов. Учитываем расстояние, время в пути и на карте показываем наиболее безопасный для детей маршрут.

5. Разработка карточки объекта с яркой четкой крупной картинкой в качестве демонстрационного материала и на обратной стороне - в доступной для дошкольников форме рассказ об этом объекте. (Приложение 3).

6. Если в окружении имеются музеи, выставочные залы- возможно разработать циклы бесед с детьми «Живые уроки для дошколят», проводимых на базе музеев и около памятников.

7. Если запланированы образовательные маршруты с участием родителей в парки, лесные массивы или через лесопосадки, необходимо предусмотреть туристические стоянки с постановкой туристических палаток, беседы о бережном отношении к объектам природы, о пользе и вреде огня в лесу, показом способов выкладывания дров для костра. Обязательно предусмотреть подвижные и спортивные игры на природе, аттракционы и другие массовые забавы.

8. При проведении выходов за пределы учреждения обеспечить безопасность детей и взрослых с соблюдением всех нормативов.

9. Строго соблюдать санитарно-гигиенические требования, обеспечить питьевой режим, наличие головных уборов и предметов первой необходимости в лесу и на водоемах.

Успешная реализация проекта возможна только при тесном взаимодействии с родителями и социальными партнерами.

В рамках проекта в течение года предусмотрены разнообразные формы работы не только с детьми, но и с родителями – это:

- разработка буклетов, плакатов и других презентационных материалов для распространения среди родителей и коллег;

- проведение методических мероприятий по развитию туризма среди детей дошкольного возраста (конференций, консультаций, семинаров, методических объединений, круглых столов и т.д.);

- участие в выездных конференциях, форумах, семинарах по развитию туризма на уровне города, республики и страны;

- туристический слет для дошколят;

- туристический слет педагогических работников, проводимый совместно с профсоюзом образования и другие активные формы.

Настроение, самочувствие детей, их впечатления являются главными критериями оценки проведенного мероприятия.

Если дети обсуждают увиденное, значит, экскурсия была удачной. Впечатления о проведенном мероприятии отражаются на сайте ДОО, здесь можно разместить фоторепортажи, видеозарисовки и др.

По окончании маршрута обязательно закрепить с детьми впечатления через художественно-изобразительную, музыкальную или любую другую творческую деятельность. Прекрасным завершением станет выставка рисунков или фотографий о совместно проведенном мероприятии.